Андреев, О. А. Деятельность природоохранных организаций Северо-Запада России в условиях обострения экологической ситуации / О. А. Андреев ; Мурм. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : [б. и.], 1993. - 67, [1] с.
лозунг "Мурманск — самый крупный город в мире за Полярным кругом, столица Советского Заполярья ” изжил себя. Численность города в настоящее время несколько менее полумиллиона жи телей. А опыт заполярных территорий других стран свидетельству ет, что население городов не превышает 50 тысяч человек. В г. Мурманске, как и других областных центрах Севера Рос сии, растет количество автомобилей, которые дают 50% загрязне ний воздушного бассейна. Далее — загрязнения от котельных и теплоэлектроцентралей, которых в черте г. Мурманска — 92. Плюс к этому выброс взвесей апатитового концентрата при транс портировке по железной дороге и перегрузке в порту. Продолжается загрязнение Кольского залива, так как долгое время в г. Мурманске вообще не было городских канализацион ных очистных сооружений, а недавно построенные успели мораль но устареть. Загрязняются воды залива та кж е судами рыбного и транспортного флотов, военными кораблями Северного флота.* Грозит катастрофа и биоресурсам Баренцева, Белого и Нор вежского морей. Перелов морских рыб повлек за собой биологи ческие деформации в экосистемах морей. Истощение рыбных запасов произошло по вине СССР, Норвегии, других стран. Многие осознают необходимость временного (до 3— 5 лет) запрета вылова рыбы в некоторых районах Баренцева моря для промышленного воспроизводства рыб. Но против такой меры вы ступает норвежский парламент, так как тогда не будет средств существования для норвежских рыбаков. СССР не был против, так как суда Северного бассейна вылавливали в Баренцевом море в 1985— 1990 гг. только 4,8% тресковых рыб.** Серьезной проблемой является загрязнение вод северных мо рей течением Гольфстрим. Продолжаются неконтролируемые сбросы нечистот, отходов, нефтепродуктов с судов иностранных государств, Северного флота и гражданских флотов. В среднем за год каждое судно только ассоциации "Севрыба " сливает за борт около 500 тонн льяльных вод, из них 10— 20 тонн нефтепродуктов и до двух тонн всевозможного мусора.*** Значительную опасность для северных морей может оказать добыча газа и нефти на шельфе. В 7 млрд. тонн оцениваются ' Глухов А. А., Костин А. М.. Олесик Е П., Шпарковский И. А. Кольский залив: состояние и перспективы возрождения экосистем. Апатиты, КНЦ РАН, 1992 г., с. 46. ” Панченко А. А. Баренцево море (история, экономика, экология). Мурманск, 1991. С. 86. *** Матишов Г. Ждать катастрофы//Полярная правда, 1989. 14 мая. 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz