Андреев, О. А. Деятельность природоохранных организаций Северо-Запада России в условиях обострения экологической ситуации / О. А. Андреев ; Мурм. ин-т повышения квалификации работников образования. - Мурманск : [б. и.], 1993. - 67, [1] с.

лозунг "Мурманск — самый крупный город в мире за Полярным кругом, столица Советского Заполярья ” изжил себя. Численность города в настоящее время несколько менее полумиллиона жи ­ телей. А опыт заполярных территорий других стран свидетельству­ ет, что население городов не превышает 50 тысяч человек. В г. Мурманске, как и других областных центрах Севера Рос­ сии, растет количество автомобилей, которые дают 50% загрязне­ ний воздушного бассейна. Далее — загрязнения от котельных и теплоэлектроцентралей, которых в черте г. Мурманска — 92. Плюс к этому выброс взвесей апатитового концентрата при транс­ портировке по железной дороге и перегрузке в порту. Продолжается загрязнение Кольского залива, так как долгое время в г. Мурманске вообще не было городских канализацион­ ных очистных сооружений, а недавно построенные успели мораль­ но устареть. Загрязняются воды залива та кж е судами рыбного и транспортного флотов, военными кораблями Северного флота.* Грозит катастрофа и биоресурсам Баренцева, Белого и Нор­ вежского морей. Перелов морских рыб повлек за собой биологи­ ческие деформации в экосистемах морей. Истощение рыбных запасов произошло по вине СССР, Норвегии, других стран. Многие осознают необходимость временного (до 3— 5 лет) запрета вылова рыбы в некоторых районах Баренцева моря для промышленного воспроизводства рыб. Но против такой меры вы­ ступает норвежский парламент, так как тогда не будет средств существования для норвежских рыбаков. СССР не был против, так как суда Северного бассейна вылавливали в Баренцевом море в 1985— 1990 гг. только 4,8% тресковых рыб.** Серьезной проблемой является загрязнение вод северных мо­ рей течением Гольфстрим. Продолжаются неконтролируемые сбросы нечистот, отходов, нефтепродуктов с судов иностранных государств, Северного флота и гражданских флотов. В среднем за год каждое судно только ассоциации "Севрыба " сливает за борт около 500 тонн льяльных вод, из них 10— 20 тонн нефтепродуктов и до двух тонн всевозможного мусора.*** Значительную опасность для северных морей может оказать добыча газа и нефти на шельфе. В 7 млрд. тонн оцениваются ' Глухов А. А., Костин А. М.. Олесик Е П., Шпарковский И. А. Кольский залив: состояние и перспективы возрождения экосистем. Апатиты, КНЦ РАН, 1992 г., с. 46. ” Панченко А. А. Баренцево море (история, экономика, экология). Мурманск, 1991. С. 86. *** Матишов Г. Ждать катастрофы//Полярная правда, 1989. 14 мая. 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz