Андреев, О. А. Российско-финляндское экономическое сотрудничество: барьеры и факторы развития / Андреев О.А., Раутио В., Тюккюлайнен ; Мурм. гуманитар. ин-т. - Мурманск : МГИ ; Йоенсуу, 2001. - 41 с. : ил.

1. Введение 1.1 Переходный период и граница В течение советского периода п истории России экономические отношения между Финляндией и Советским Союзом жестко регламентировались правительствамидвух стран. Торговля велась по клиринговой системе, и в отличие от большинства западных стран, Финляндия продолжала поддерживать этот вид двусторонней торговли до распада Советского Союза. Торговля между Финляндией и Советским Союзом была существенным экономическим показателем, особенно для Финляндии (25 процентов от внешней торговли в 1982-1983 годы), но примеры прямых контактов в приграничных районах между частными лицами и предпринимателями были очень немногочисленны. После распада Советского Союза в 1991 году Россия провозгласила себя сграной- преемницей распавшегося государства, и в конце того же года, президент Ельцин объявил, что правительство начинает проведение радикальных реформ в России, нацеленных на переход от централизованного управления экономикой к рыночной экономике. Президент Ельцин также обещал сократить полномочия центральной власти в пользу регионов. Эти заявления Ельцина породили серьезные надежды на истинное международное сотрудничество, например, в Финляндии, которая имеет общую с Россией границу длиной 1269 километров. После распада Советского Союза ожидания, связанные с новоявленными восточными рынками, были слишком завышены (Опята 1999, 27). Подобные надежды имели место и в Финляндии, особенно в приграничных областях (Север Карелии, Кайнуу и Лапландия), представляющих собой необжитые малонаселенные районы (или районы с менее благоприятными условиями), для которых характерны безработица, недостаток капитальных вложений и предпринимательских инноваций. Таким образом, пространство нового восточного рынка рассматривалось в качестве возможности решить многие из этих структурных проблем Финляндии, по крайней мере, в отдаленной временной перспективе. Предприниматели совместно с государственными организациями начали несколько новых деловых и образовательных проектов, с целью получить преимущество от возможностей работы на российском рынке. Предполагалось, что процесс перехода России к рыночной экономике продлится несколько лет. Появление новых государств в Европе и расширение Европейского Союза привели к возникновению новых проблем. Политические кризисы, зачастую переходящие в войны, в Европе в 1990-ых годах доказали сложность человеческого восприятия территориальных проблем. Открытие границ не предполагало, во многих случаях, например, расширения международной социальной или экономической деятельности (такой как торговля, приток новых людей, капиталов или прямых иностранных инвестиций). Напротив, во многих приграничных областях социально-экономическое развитие стало неожиданно замедляться и, даже, ухудшаться. Если бы не транзитные передвижения и их позитивный побочный эффект на юго-востоке Финляндии, ситуация в районе финляндско-российской границы была бы одним из примеров этой разновидности вялых экономических отношений. Например, несмотря на высокие ожидания, доля предприятий Северной Финляндии, сумевших создать устойчивые деловые отношения с Россией, составляет менее 5-ти процентов (Олішяа 1999,51). В настоящее время, в Европе насчитывается 49 независимых государств и несколько экономических и политических регионов, что означает, что Европа 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz