Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
96 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 97 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА освоившие данный вид подготов- ки, смогут летать в любых условиях. Даже десяток полётов с аэродрома при жёстком минимуме, покажутся семечками по сравнению с одним полётом с корабля в таких услови- ях. Представьте себе: взлетаешь с корабля, переводишь вертолёт в разгон скорости, набираешь высо- ту, выключаешь фару и всё, - ты в огромном «звёздном мешке»! Тёмное бархатное небо с яркими звёздами, которые отражаются на водной по- верхности. Переход звёздного неба в воду определить невозможно. Естественный горизонт отсутству- ет. Стоит на пару секунд отвлечься от авиагоризонта, в один момент можно поймать глюк. Тут же воз- никнет ощущение «неправильного» положения вертолёта, да если ещё и шарик на авиагоризонте не в цен- тре. Приведу один пример. В этом же походе произошёл такой слу- чай. Из Севастополя для перехода на ТОФ вышел ТАКр «Минск», про- шёл турецкие проливы и вошёл в марте 1979 г. в Средиземное море. По этому поводу командование 5-й Эскадры решило провести учение «Встречный бой двух корабельных ударных группировок». По замыслу учения, одна группировка входит со стороны пролива Гибралтар, вторая со стороны пролива Дарданеллы. В так называемое время «Ч» с бор- та каждого авианосца поднимают по одному вертолёту Ка-25Ц, и кто первым «высветит» группировку противника, то по его данным будет нанесён условный ракетный удар. С «Киева» взлетел, тогда ещё зам- полит эскадрильи М.Ю. Голоднов, а с «Минска», по стечению обстоя- тельств, его однокашник по СВВА- УЛ командир отряда Гузаиров, име- ни, к сожалению, не знаю. Так вот, Михаил Юрьевич успешно взлетел и на высоте 50 метров пошёл в сторо- ну «вражеского» КУГ. А на «Минске» всё пошло не по плану. Гузаиров, видимо, не имея достаточного опы- та полётов в условиях Средиземного моря в безлунную ночь, тут же по- сле выключения фары на разгоне скорости, поймал серьёзный глюк, перестал верить показаниям прибо- ров, в первую очередь показаниям авиагоризонта и, только благодаря подсказкам штурмана, стал посте- пенно приходить в себя. Штурман вовремя стал давать ему команды, - Убери левый крен! Не снижайся! Поставь шарик в центр! Корабль на- блюдаю! Удаление 300 метров! Гаси скорость! К счастью, руководитель полётов додумался в этот момент включить освещение полётной палу- бы и вертолёт удачно приземлился. Аналогичный случай годом раньше произошёл и у нас на «Киеве». Вро- де бы и опытный лётчик, не буду называть его имени, человека уже нет в живых, так же оказался в по- хожей ситуации. Там, только благо- даря штурману Саше Войновскому, экипаж остался жив. После этого случая лётчик понял, что с корабля - это не его полёты и ушёл на верто- лёты берегового базирования, кста- ти не только он один. Я до сих пор преклоняюсь перед решением этих лёт- чиков! Не побоялись молвы и перешагну- ли через своё «Я»! Как знать, может благода- ря таким решением, спасли и свою жизнь, и жизнь экипажа. Ну, это отступле- ние, а что же там вертолёт - целеука- затель, взлетевший с «Киева»? А в это вре- мя вертолёт Голодно- ва отошёл на высоте 50 метров на удале- ние 200 километров, «подскочил» на вы- соту 3000 метров и включил режим целе- указания. Все кораб- ли ТОФовской груп- пировки тут же, как на ладони, высветились на ЦКП на- шего корабля. Сразу была сыграна учебная тревога и условный про- тивник был условно успешно унич- тожен! А наш корабль вновь через Босфор вошёл в Чёрное море и го- товился стать в док, на этот раз с целью почистить днище. Штурмо- вики, как обычно, перелетели на аэродром Саки, а наша эскадри- лья на аэродром Донузлав. Слета- ли домой, немного отдохнули и 1-го июня опять на Ан-12 приземлились в Крыму. Стали готовиться к уче- ниям «Запад-81», которые долж- ны были пройти под руководством Министра обороны Д.Ф.Устинова в акватории Балтийского моря . Это были самые крупные военные уче- ния за всю историю СССР . Нашей эскадрильи предстояло отработать высадку морской пехоты на побе- режье Балтийского моря . С одной стороны , вроде бы , и не характер- ная задача для противолодочных вертолётов , но с другой стороны - вполне решаемая задача . Слож- ность была в том , что необходимо было подготовить все экипажи для высадки десанта у береговой чер- ты с висения над водой на высоте 1 метр! Начали готовиться к нео- бычным для нас полётам. Первым делом, занятие с нами провёл мест- Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Устинов Дмитрий Фёдорович благодарит корабельных лётчиков участвующих в учениях «Запад-81»: Игорь Емельянович Чеберяченко, Вячеслав Григорьевич Сёмкин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz