Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
94 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 95 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА вов Лонга и Виль- кицкого. Дело в том, что началась подвиж- ка льдов и з - з а Большо- го Ай- о н с к о г о Массива, то есть натекание льда на материк. Сжатие льда было на- столько сильным, что после про- хождения ледокола, льды тут же сходились и не было никакой воз- можности обычному кораблю идти следом. Было принято решение са- мые опасные участки маршрута проходить одним корпусом с ледо- колом. Делалось это следующим об- разом: - ракетный крейсер носом входил в кормовой клюз ледокола и жёстко крепился, таким образом получался единый корпус. И вот на такой жёсткой сцепке «Севасто- поль» тащил сначала ледокол «Ар- ктика», а затем «Капитан Сорокин». Правда, паковыми льдами стесало металические буквы названия ко- рабля и ракетный крейсер по пра- вому борту стал называться «Сева», а по левому борту - «Тополь». Если кто смотрел карту Северного Мор- ского Пути, то, наверняка, обратил внимание, что весь этот путь, бук- вально, усеян значками с изображе- нием носа корабля и крестика, то есть - затонувший корабль. Не избе- жали этой участи и корабли нашего каравана. Получил пробоину длин- ной 12 метров и шириной 1.5 ме- тра от мощной льдины лихтеровоз « Брянский лес» и ещё какой-то па- роходик поменьше. С лихтеровозом получилось и трагично и комично. На корабле был банный день и весь экипаж, кроме вахты, естественно, парился в бане. Получив пробоину, моряки гражданского судна быстро поняли, что бороться за живучесть корабля нет никакого смысла и все быстренько эвакуировались на ле- довое поле. И вот такая картина, корабль медленно тонет, антенны вращаются, с камбуза пахнет чем- то жареным, полная иллюминация, с кают - кампании слышна музыка и от людей, высыпавшихся на лёд идёт пар. Корабль погрузился стро- го вертикально и напоследок льди- ны сломали все мачты и антенны. К счастью, жертв удалось избежать. Всех эвакуировали подоспевшие ледоколы. Ну, как-то так потихонь- ку дошли до Диксона, затем бухта Провидения и дальше чистая вода. Правда, в Охотском море попали в жесточайший шторм, но ничего, - справились. По пути зашли в Пе- тропавловск Камчатский. В Тихоо- кеанск, на местном сленге - Техас, в бухту Абрек пришли 4 ноября обой- дя вокруг остров Сахалин и прой- дя пролив Лаперуза. Вот так закон- чилась наша эпопея по Северному Морскому Пути. В памяти осталось то, что много летали и набрались впечатлений от этого перехода. Впереди нас ожидал небольшой от- дых и очередной дальний поход. «КИЕВ» - ТРЕТЬЯ БОЕВАЯ СЛУЖБА 16 ДЕКАБРЯ 1978 ГОДА ПО 28 АПРЕЛЯ 1979 ГОДА АТЛАНТИКА- СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ И снова, здравствуй родной «Киев»! Обычный поход. Мой эки- паж уже командует отрядом, я ко- мандир отряда, Володя - штурман отряда. Всё, как обычно. Находим- ся в оперативном подчинении Сре- диземноморской эскадры. Для нас тут же командование организовало парочку трёхсуточных учений с на- шей дизельной подводной лодкой, которую наша эскадрилья успешно гоняла по всей Средиземке и днём и ночью. Командиром эскадрильи стал мой первый наставник Вячес- лав Григорьевич Сёмкин, старшим от полка - Игорь Емельянович Че- беряченко, а старшим от Авиации Северного флота генерал-майор Ни- колай Фёдорович Логачёв. Продол- жали маршруты с бомбометанием, воздушную разведку, провели боль- шое учение по АСС, обеспечивали полёты штурмовиков Як-38. Мой экипаж впервые осознал, что такое полёты с корабля в безлунную Сре- диземноморскую ночь! Даже сей- час, по истечении многих лет, я по- нимаю, что более сложных полётов не бывает. Все лётчики, успешно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz