Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

86 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 87 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА АВИАЦИЯ ДЛЯ КОРАБЛЯ, ИЛИ КОРАБЛЬ ДЛЯ АВИАЦИИ? Х отелось бы ещё остановиться на одном моменте. Букваль- но по приходу «Киева» на Север, на разных уровнях начал прорабаты- ваться вопрос, - Давайте, товари- щи, окончательно решим вопрос, всё-таки АВИАЦИЯ для КОРАБЛЯ, или КОРАБЛЬ для АВИАЦИИ? Так вот, казалось бы, при всей простоте этого вопроса, полной стыковки по линии корабль - авиация какое-то время не получалось. Многие авиа- ционные понятия, которые для лю- бого авиатора лежат на поверхно- сти, для корабелов были за гранью понимания. Например, - С какой стати авиация занимается каким-то непонятным «предполётным отды- хом» в то время, когда весь корабль работает. В этомплане есть хороший пример. Тогда на «Киеве» был стар- ший помощник командира Яков Зо- симович Шевнин, человек ну очень далёкий от авиации, и, по моему, местами её даже не очень уважаю- щий. В общем, с утра в кают-кам- пании провели предварительную подготовку к полётам и разошлись, так как вестовые стали накрывать столы к обеду. Затем на корабле сы- грали учебную тревогу по провора- чиванию механизмов вручную. Ну, ради Бога, проворачивайте там всё, что положено и лётный состав ра- зошелся по каютам, техсостав про- должил подготовку техники к полё- там в ангаре. Сидим со штурманом в своей каюте и заполняем лётную документацию. Открывается дверь каюты и заходит старпом. Мы с Во- лодей встали, всё-таки - начальник. Старпом с порога, - Я не понял? Чем это тут занимаются наши лётчики в то время, когда весь корабль за- нят проворачиванием? Я доложил, - Товарищ капитан 3 ранга! В дан- ный момент мой экипаж занима- ется самостоятельной подготовкой к полётам в каюте. Ну и, чтобы не отставать от экипажа корабля, мы со штурманом «проворачиваем» листы лётной книжки. Провора- чивание листов в лётной книжке, просто , взбесило старшего помощ- ника. - Лейтенант! Наглец! Как можно сравнивать проворачивание сложнейших механизмов сначала вручную, а потом и электрическим способом с какими-то сраными ли- стами! Ну, и ещё кучу всяких гадо- стей, не стесняясь в выражениях. Я ответил, - Товарищ капитан 3 ран- га ! Корабль живёт по Корабельному Уставу, а авиация по Наставлению по полётам (НПП), которое, кстати, написано кровью! Старпом не уни- мался, - А чем вы тогда будете зани- маться после обеда? А после обеда у нас предполётный отдых перед ноч- ными полётами, хотя мы со штур- маном ещё не приступили к ночным полётам. Старпом тут же зацепился за последнюю фразу, - Ага ! Значит не летаете! Тогда какой же отдых? Я ответил, - Мой экипаж на сегод- няшних полётах включён в Группу руководства полётами. Я - помощ- ник руководителя полётов, штур- ман - хронометражист. А нормы отдыха согласно НПП, помимо лёт- ного состава распространяются и на группу руководства полётами. Старпом, немного подумал и в за- ключении выдал, - Лейтенант! Вот где-то в глубине души чувствую, что ты говоришь правильные вещи. Но в твоём голосе столько подъё... ки, что я тебе не верю! Вот такое было по началу отношение к авиа- ции. Забегая немного вперёд, ска-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz