Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

______________________________ __________________________ 75 74 ___________________________ _____________________________ Фёдор Сальков рок, — подписать приемный акт о вхождении «Киева» в состав Север- ного флота и руководить его пере- ходом в Североморск. «Киев» тогда назывался тяжелым крейсером с авиационным вооружением. Имен- но такая надпись была на бронзо- вой доске у входного трапа корабля. Затем он стал просто тяжелым ави- аносным крейсером. Все эти пере- именования нужны были для того, чтобы превратить авианосец из корабля, несущего наступательное оружие, в корабль оборонительный. Таким образом без серьезных меж- дународных осложнений разреши- ли вопрос свободного прохода его через проливы Босфор и Дарданел- лы. По международной конвенции о проливной зоне причерноморским государствам разрешалось пользо- ваться проливами именно на таких условиях. «Киев» был головным кораблем из запланированной серии семи авианосцев. Проектировали ко- рабль в Ленинграде, в Невском про- ектно-конструкторском бюро под руководством А. В. Маринича. По- ставщиком оружия и оборудования была вся страна. Это была громада в 27 «этажей», на которых были расположены 3857 помещений. В их числе 387 кают, 134 кубрика, 50 душевых, 6 столо- вых и кают-компаний. Чтобы осмо- треть такой корабль и побывать в каждом помещении хотя бы по од- ной минуте, понадобится более двух с половиной суток чистого времени. Пойти на создание корабля такого класса могло далеко не каждое го- сударство. Для этого требуется не только развитая промышленность, но и колоссальные материальные затраты. Это было под силу великой морской державе, какой тогда яв- лялся Советский Союз. В создании корабля принима- ли участие 169 министерств и ве- домств, свыше 3,5 тысяч основных предприятий. Строил корабль Черноморский судостроительный завод. Испы- тывал и давал путевку в жизнь на швартовных, ходовых и государ- ственных испытаниях Черномор- ский флот. А осваивал, эксплуа- тировал и использовал по боевому предназначению — Северный. Аналогичную историю построй- ки и освоения имели следующие за «Киевом» корабли: «Минск» (1978 год), «Новороссийск» (1982 год), «Баку» (переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», 1987 год), «Тбилиси» (переименован в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а еще раньше в «Бреж- нев»), «Рига» (переименован в «Ва- ряг») и «Ульяновск». Последние два не увидели свет в связи с развалом СССР. Они были загублены, разре- заны, несмотря на 70-процентную готовность. По своим боевым и тех- ническим характеристикам соот- ветствовали лучшим мировым об- разцам военного судостроения. Вот такую махину мне предсто- яло провести через проливы и оке- аны на первом году командования соединением. Приказ есть приказ. Контр-адмирал Скворцов Евгений Александровича похоронен на Троекуровском кладбище Герой Советского Союза, генерал-полковник Кузнецов Георгий Андреевич похоронен на Троекуровском кладбище

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz