Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
72 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 73 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА вой службой, чтобы, собрав весь флот, сохранить его до нужного мо- мента. Ведь боевой корабль должен служить 40—50 лет. Авианосец «Киев» отслужил 18 лет, «Минск» - 16, «Новороссийск» - 14. Тяжелые ракетные атомные крейсера «Киров», «Фрунзе», «Ка- линин» (все переименованы), не имеющие аналогов боевой мощи в мире, - новейшие корабли, кото- рые не прожили десяти лет, — стоят на приколе и без капитального ре- монта в море не выйдут. О проти- володочных кораблях, эскадренных миноносцах новейших проектов и сторожевых кораблях говорить не приходится, они не «жильцы». Мой бедный многострадальный «Мурманск» был продан какой-то индийской фирме на металлолом, но не пожелал покидать родные воды Баренцева моря даже на буксире: во время хорошего шторма буксир оборвался, и крейсер выбросило на скалы Норвежского побережья, где он лежит до сих пор, никому не нужный. Трагический конец постиг и нашу самую мощную группу: «Киев», «Маршал Тимошенко», «Адмирал Исаченков». Ни одного живого. Вот так, мои дорогие команди- ры, выходит, зря мы с вами годами не вылезали из моря. Напрасно ли- шали себя и свои семьи жизненных благ, земных удовольствий и нор- мальных бытовых условий. Может быть, напрасно рисковали жизнью и растратили свое здоровье? Нашим внукам объяснить это не- возможно. Единственная надежда на то, что разум и здравый смысл вос-сторже- ствуют. Громадная богатая ресур- сами Россия не сможет выжить и защитить свои необъятные морские и океанские границы, свои интере- сы в Мировом океане без сильно- го современного флота. Кто будет охранять богатый нефтью и газом шельф и нефтегазопроводы? Совершено государственное пре- ступление конкретными лицами. Придет время, когда эти трагиче- ские для флота и губительные для России события получат правиль- ную оценку. Может быть, встанет во весь рост русский мужик и опу- стит свою дубину на головы «дерь- мо-кратов» и «прихватизаторов» за это преступление. Мы очень много плавали. За пять лет моего командования соедине- нием мы по шесть-восемь месяцев в году практически не сходили с палуб кораблей, находясь на поли- гонах или на боевой службе в уда- ленных районах Мирового океана. Чаще всего в ходе совместных действий нам приходилось плавать в составе ударной группы: тяжелый авианосный крейсер «Киев» — флаг- ман — и большие противолодоч- ные корабли «Маршал Тимошенко» и «Адмирал Исаченков» в качестве охранения. Наша «троица» подобра- на была не случайно. Такой состав оказался оптимальным. Кроме того, это были единственные на флоте корабли, оснащенные единой вза- имосвязанной боевой информаци- онной системой. Наша группа была способна противостоять любой ана- логичной иностранной. За годы совместного плавания офицеры штаба, командиры кора- блей и экипажи скрепились желез- ной флотской дружбой. Несмотря на видимое однообразие деятельно- сти и решаемых задач, работали все слаженно (и даже с юмором), допол- няя друг друга в делах и исправ- ляя недостатки характеров. Такую оценку нашим взаимоотношениям даю не только я, но и старшие на- чальники, и подчиненные. Так что я здесь не субъективен. До сих пор мы следим за судьбой каждого, общаемся, готовы всегда протянуть руку товарищу. Море роднит на всю жизнь. АВИАНОСЕЦ «КИЕВ» В середине мая 1976 года меня вызвал командующий Север- ным флотом Г. М. Егоров и поста- вил задачу: возглавить походный штаб для приема от Черноморского флота первого советского авианос- ца «Киев». Мне было предоставле- но право на основании заключений специалистов штаба, — их было со- Первый экипаж ТАКр «Киева» в центре первый командир ТАКр капитан первого ранга Соколов Юрий Георгиевич, крайний справа первый заместитель командира ТАКр по авиации Алексеев Валентин Анатольевич
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz