Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

68 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 69 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА Евгений Александрович был од- ним из тех немногих командиров, который умел предвидеть и думать за противника, не находясь в плену догм тактических руководств. Его решения всегда отличались ориги- нальностью. После того, как «Киев» сорвало с бочки и он сел на мель в губе Окольная, западные «голоса» тут же раструбили, что первый русский авианосец «кончился». Скворцову поставили задачу «шумнуть», чтобы опровергнуть лживую пропаганду. С поставленной задачей 170 бри- гада справилась блестяще. «Киев» и два корабля охранения так прошли в Норвежское море, изображая гражданские суда, что НАТО и не дернулось. Только уже южнее остро- вов Вестеро- лен случайный «Орион» нат- кнулся на наш отряд – и тут эфир взорвал- ся. Как же так, целый отряд с авианосцем прошел под бе- регом, а его ни- кто не заметил! После этого об- леты кораблей отряда продол- жались непре- рывно. Но и с «Киева» само- леты тоже по- упражнялись, дали острастку – «не балуй»! В декабре 1978 года отряд в составе «Киева», «Смышленого» и «Адмирала Юмашева» под коман- дованием Скворцова пошел на бое- вую службу в Средиземное море. В Бискайском заливе попали в 9-бал- льный шторм, высота волн достига- ла 14 метров. На «Киеве» в «острове» образовалась трещина, «Смышле- ный» из волн выступал только над- стройками. Следящий за отрядом французский эсминец не выдержал и сбежал, а наши корабли прошли. В период БС американцы опасались «Киева», его ракетного комплекса. В Тирренском море отряд под ко- мандованием Скворцова «зажал» авианосную ударную группу 6 фло- та США так, что «Нимиц» выскочил проливом Бонифачо (минимальная глубина – 20 метров) на скорости 25 узлов. Командиром Евгений Алексан- дрович был строгим, но в то же вре- мя ценил инициативу и самостоя- тельность командиров кораблей и офицеров штаба. Стоять ходовую вахту при нем надо было бдительно. Он вроде бы беседует с командиром и не обращает внимание на пере- говоры, которые ведет вахтенный офицер с постами, но постоянно в курсе всего происходящего. Если корабль «вываливался» из назначен- ной позиции, а вахтенный офицер не реагировал, или недостаточно энергично действовал, спрос был строгим и моментальным. Управление кораблями Скворцов знал в совершенстве, до тонкостей. Любое неправильное действие, не так поданная команда вызыва- ли раздражение. Командные сло- ва, правила использования средств управления машинами и рулем тре- бовалось знать не просто наизусть, а до мелочей. В то же время при использовании засекреченной свя- зи Скворцов не любил пользоваться условными сигналами. Он говорил: «Зачем мне ЗАС, если я должен еще и его засекречивать?». На учениях он командовал иногда просто и по- нятно, типа: «Тимошенко», слева за- бегай!». Штаб 170 бригады при Скворцо- ве занимался в основном освоением «Киева», создавал авианосную так- тику. Надо сказать, что управление авианосным соединением имеет много особенностей, в том числе и нигде не описанных. Скворцов их знал и умел использовать. При этом он не только грамотно командовал кораблями, но и умел всегда нахо- дить компромисс с авиационным начальством, которое, особенно на первых порах, не всегда умело пра- вильно взаимодействовать с авиа- несущими кораблями. Более того, часто Евгений Александрович мог насоветовать «летунам» более эф- фективное решение по использо- ванию самолетов и вертолетов, чем то, которое планировали авиаторы. Под управлением Скворцова штаб 170 бригады не только осво- ил «Киев», но и разработал для авиа- носных крейсеров целый ряд доку- ментов по их боевому применению, боевой подготовке, всем видам обеспечения. При нем вышел це- лый ряд новых руководящих такти- ческих документов ВМФ, которые были основаны на опыте, добытом 170 бригадой. При Скворцове эска- дрой было проведено уникальное учение в присутствии главкома С.Г. Горшкова по проводке конвоя, ког- да охранение осуществляли атом- ные подводные лодки и «Киев» (1978 или 79 год). Штаб 170 бригады был малочис- ленным, почти по штату еще 170 бригады эсминцев, поэтому допол- нительные обязанности распреде- Контр-адмирал Скворцов Е.А. сам проводил экскурсии в кора- бельном музее крейсера Киев.Становление экипажа и офицеров корабля он знал как никто другой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz