Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

60 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 61 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА рабль огромный, большая полётная палуба, по которой можно рулить и садиться по-самолётному. Но ис- тинную громаду этого корабля оце- ниваешь, когда к нему не подлета- ешь, а подходишь на катере. Вся эта глыба на тебя надвигается и ты на- чинаешь чувствовать себя по срав- нению с кораблём мелкой букаш- кой. В первый раз, когда подходили на катере к этой махине, мой штур- ман сказал, - При- кинь, сколько иголок можно наделать! Ну, а что вы хотите, од- них только коридоров внутри корабля - 16, 5 километров. В пер- вые дни знали только как пройти в ангар, на полётную палу- бу, в класс дежурных экипажей, в кают- кампанию и в свою каюту. В этой связи вспоминается случай, который произошёл года через четыре по- сле первого знаком- ства с кораблём. Мой экипаж уже отходил четыре боевых служ- бы и чувствовал себя довольно уверенно на корабле. А тут пришёл один лётчик, выпуск- ник СВВАУЛ, не буду называть фамилию, и после двух дней пре- бывания на «Киеве» он публично заявил, что уже изучил корабль, как свои пять пальцев. Многие воз- мутились, - Как так! Это невозмож- но! - Нет! Готов поспорить на ко- ньяк, что можете завести меня в любую точку корабля, и я в течении десяти минут приду в вашу каюту! Короче, поспорили на литр конья- ка, что он не найдёт нашу каюту в течении 15-ти минут. Для чистоты эксперимента на хвост ему посади- ли опытного штурмана, чтобы он не смог методом опроса местного населения вычислить нашу каю- ту. Бывалый штурман, по нашему борту провёл его в машинное отде- ление, вывел на противоположный борт, поднялся с ним на три палу- бы вверх, перешли на наш борт и спустились на пять палуб вниз к акустикам, и штурман щёлкнул се- кундомером. Через 20 минут сопро- вождающий штурман, весь в мыле, вытирая пот, сказазал, - Да ну его на хрен! Пусть расспрашивает ко- рабелов! Двери нашей каюты были открыты и мы видели как этот пи- лот пронёсся мимо нашей каюты как сайгак, перепрыгивая через комингсы (пороги) нашего коридо- ра. После того, как он, наконец-то, пришёл в каюту, он стал оправды- ваться, что его на очередном пере- ходе кто-то задраил за ним дверь и он долго возился, пока её открыл. Не помню уже, проставил ли он ко- ньяк, но такой случай был. Ну, а теперь про «сюрпризы» Ба- ренцева моря. Вышли в море рано утром. Вначале всё шло нормально, начали проходить траверс Норве- гии. Ветерначалкрепчатьивсё силь- нее и сильнее. Качка усиливалась. По корабельной трансляции прошла команда, - Всё закрепить по штор- мовому! Выход на полётную палу- бу категорически запрещён! Затем по трансляции выступил Командир 170 бригады контр-адмирал Е.А. Скворцов, который сообщил всему личному составу корабля, что мы находимся в самом центре шторма. Что шкала Бофорта, «зашкалива- ет», что интенсивность от сильного до жесткого шторма и, временами, до урагана. То есть, по шкале того же Бофорта, сила шторма от 10-ти до 12-ти баллов. Что всякий, неза- креплённый предмет становится, практически, снарядом, который пробивает даже стальные перебор- ки! И в заключении ещё раз строго указал на попытки выйти на верх- нюю палубу! Мне запомнились сло- ва Комбрига, - Запомните все! Спа- сение человека, упавшего за борт в данных условиях, практически, не- возможно! Короче, шторм потрепал «Киев» и сопровождавший его БПК «Маршал Тимошенко» основательно. Когда шторм слегка поутих, начали считать потери. Первое и самое зна- чительное, - с технической позиции правого борта сорвало с жёсткого крепления и смыло за борт самолёт Як-38. Второе, - под весом накопив- шегося льда обломало все лопасти у четырёх вертолётов, находивших- ся на полётной палубе в дежурных силах. К счастью, на борту было до- статочное количество комплектов лопастей и, забегая вперёд , ска- жу что все четыре вертолёта были быстро восстановлены и облётаны. А вот, идущий у нас в кильватере БПК, настолько оброс льдом, что шёл с постоянным креном в 10-15 градусов. Но самым плохим для на- шего корабля было то, что его над- стройка зигзагообразно треснула от уровня полётной палубы и захва- тила четыре этажа. В общем, тре- бовалась постановка корабля в док Самолет «Атлантик» Breguet Br.1150 Atlantic - самолёт военно-морских сил дальнего радиуса действия, принятый на вооружение стран НАТО в 1964 году. Может использоваться в качестве патрульного или противолодочного самолёта. Может нести ракеты класса «воздух-земля». Atlantique 2 - это обновлённая версия Breguet Br.1150 Atlantic разработанная для нужд ВМС Франции. Кроме основных задач, для которых был спроекти- рован самолёт (противолодочного и противоназемного), Atlantic может использоваться в качестве поискового и спасательного для терпящих бедствие, постановщика и обнаружителя мин или разведчика дальнего радиуса дей- ствия. Atlantic может нести 8 противолодочных торпед (на- пример, Mk 46) или 12 глубинных бомб или пару противо- корабельных ракет Exocet.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz