Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

50 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 51 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА -Не расстанусь с Комсомолом, буду вечно молодым! Хорошо ещё, что перед самым выпуском не попёрли из училища, особенно на фоне При- каза Министра обороны после пере- лёта в Японию предателя Беленко. В итоге - Володя узнал, что будет летать в одном экипаже со мной и сообщил об этом жене. Ольга в слё- зы, - И так на тебе это пятно, да ещё и в экипаж к какому - то козлу по- пал! Забегая вперёд, скажу, что при формировании нашего экипажа командование нисколько не оши- блось. Через два года наш экипаж был объявлен лучшим в полку, да и всё остальное стало налаживаться. С четой Нечипоренко мы с супругой подружились семьями, да и Володю через четыре года приняли в ряды КПСС. Вот такая предыстория мо- его знакомства со штурманом, с ко- торым я с малень- ким перерывом пролетал нераз- лучно 13 (!) лет и отходил 10 боевых служб! Постараюсь дальше подробнее рассказать о на- ших совместных полётах с этим за- мечательным че- ловеком и штур- маном от Бога! А вскоре, поду- чив Тактику ПЛА, мы всем экипажем пошли сдавать зачёт к начальнику штаба полка Юрию Константиновичу Калихину, подпольная, но очень уважительная кличка «Келдыш». Вытянули билеты и без подготовки начали отвечать. Калихин послушал нас и выдал своё решение, - Общие понятия в так- тике противолодочной авиации, у вас обоих, скажу прямо-таки, - «конские», но вижу, что готовились и старались! Поэтому, обоим став- лю зачёт. Глядишь, летать начнёте, - может ещё и стратегами станете в тактике. Давайте сюда лётные книжки. И ставит нам по четвёрке. На этом зачётная сессия была окон- чена и мой экипаж уже в Приказе командира полка о допуске нас к полётам. НАЧИНАЕМ ЛЕТАТЬ В НЕБЕ ЗАПОЛЯРЬЯ В конце марта 1977 года я впервые поднялся в заполяр- ное небо. Первым моим инструкто- ром был мой командир отряда май- ор Сёмкин Вячеслав Григорьевич. Выполнили полёт в зону, две «коро- бочки» и отработку взлета и посадки на магистральной полосе. Зарулили, выключились и пошли в курилку делать разбор полётов. -Ну, что, до- кладывай свои ошибки в полёте! И я, как и на разборе в училище стал докладывать не только свои ошиб- ки, но и причины их возникнове- ния и способы их устранения. Зву- чало это, примерно, так, - Запуск, включение оборудования, чтение карты и руление - я так понял, без нареканий. Далее, поэтапно - взлёт. На взлёте при отрыве вертолёта допустил смещение 0,5 метра впра- во. Причина - не учёт ветра, слабо отработанное распределение вни- мания, некоординированное дей- ствие органами управления. Спо- соб устранения ошибки, - более внимательно учитывать влияние ветра, ещё раз повторить распре- деление внимания на этапе отрыва вертолёта. Следующий этап полёта - пере- вод вертолёта в разгон скорости. Ошибки, - не выдерживание курса при разгоне скорости плюс- минус 4 градуса, поздний перевод верто- лёта в набор высоты. Причина, - мало внимания уделяю намеченно- му ориентиру для разгона скорости, недостаточно уделяю внимания курсовой системе и указателю ско- рости. Способ устранения, - повто- рить распределение внимания на данном этапе полёта и отработать в кабине вопросы взаимодействия в экипаже. И так подробно по каждо- му элементу всего полёта, вплоть до заруливания и выключения двига- телей. Вот такие тогда были разбо- ры полётов, не знаю, к сожалению, какие сейчас. После разбора Вяче- слав Григорьевич сказал, что будь ТАКр «Киев» боевая служба в Средиземном море 16 мая 1985 года Чеберяченко Игрорь Емельянович, предполётные указания на полёты, поисковую операцию. Игорь Емельянович выполнил более 2500 посадок на корабли ВМФ СССР Бурцев Валерий Лукич, Прозябуров Александр Иванович, Брунчуков Сергей, Захаров Валерий Генадьевич, Серпиков Дмитрий, Шевченко Сергей, Неклюев Константин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz