Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
30 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 31 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА ПЕРВЫЙ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОЛЁТ. Я ЛЕТАЮ САМ! Я ЛЁТЧИК! Н у вот наступил день 7-го июня. С начала разлёта де- лаю два полёта по кругу с инструк- тором. В середине второго полёта инструктор мне говорит по СПУ, - Федя, ты меня сегодня очень силь- но расстроил, прямо-таки не пере- дать! Я отвечаю ему, - Чем я вас расстроил, товарищ командир? Ин- структор, - Да тем, что всё это вре- мя ты нагло имел мои мозги и делал вид, что ты не умеешь летать! Зна- чит так. Готовься. Сейчас слетаешь с зам. комэской А. Пичугиным и, если всё нормально, то полетишь с командиром полка. Он и примет по тебе решение. Готов? - Постараюсь! Тут же, без выключения ко мне в ка- бину садится зам. комэска, делаем с ним круг. Сели. - Триммером поак- тивней пользуйся, снимай нагрузки с органов управления. Ну, а так всё нормально! Давай, не подведи. По- летишь с самим «Батей»! А дальше в кабину сел сам командир полка, - полковник Иван Григорьевич Ба- бешкин. - Ну, что, сынок, чему тебя там Витя научил? Давай показывай. Витя плохому не научит! Запраши- вай взлёт! Делаем круг. Командир полка говорит - Запрашивай посад- ку в квадрат! Захожу в квадрат и в это время И. Бабешкин говорит в эфир для Руководителя полётов, - 424-му разрешаю самостоятельно! РП, - Вас понял по 424-му! Сажусь в квадрат, командир полка по СПУ, - Давай, сынок, удачи! Запрашиваю у РП, - 424, работать в квадрате САМ! РП, - 424-му, разрешаю рабо- тать в квадрате! И вот я один в вер- толёте, неужели я сам взлечу и сяду? Ну, и главное желание, - не подве- сти тех людей, которые поверили в меня, как в лётчика. Всё прошло нормально. Сел, выключил двига- тели. Выпрыгиваю из кабины и тут же попадаю в объятья инструктора и друзей по лётной группе. Ура! Я летаю сам! Я лётчик! По традиции выложил на общий стол два блока «вылетных» сигарет. В полнейшей эйфории от того, что вылетел сам, сижу и наблюдаю, как летают мои товарищи. И тут ко мне подходит замполит нашей эскадри- льи Владимир Михайлович Балы- кин. - Молодец, Фёдор! Поздравляю тебя с первым самостоятельным вылетом! Давай-ка отойдём в сто- ронку, разговор есть. Отошли в сто- ронку. - Ну что, Фёдор, вот и стал ты настоящим лётчиком. Ведь не успеешь оглянуться, как станешь офицером. Я давно к тебе присма- триваюсь и скажу прямо, - тебе пора вступать в партию! Я дам тебе партийную рекомендацию, твой инструктор даст и секретарю на- шей комсомольской организации подскажу, чтобы написал на тебя комсомольскую характеристику. В общем, нашёл Владимир Михай- лович какие-то нужные слова, что через 15 минут беседы мне стало даже как-то неудобно, что я до сих пор не в партии. Надо сказать, что членство в КПСС в дальнейшем сы- грало большую роль в том, что меня и ещё двух выпускников сразу же поставили командирами экипажей, хотя раньше в полку такое не прак- тиковалось. Всех лейтенантов обя- зательно в начале пропускали через «правую чашку». Даже была такая байка. - Какое расстояние между ле- вой и правой чашкой? - Ну, навер- ное, где-то сантиметров 60 - 70! - Да хрен там! Лет 5 -7! И действитель- но, многие выпускники иной раз по долгу засиживались на правой чашке и даже были случаи, настоль- ко привыкали к своей роли второго пилота, что уже и никуда не стре- мились, мотивируя всё это очень просто, - А оно мне надо? Да. Слу- чалось и такое. Не буду приводить примеров. Ну, а мы продолжали ос- ваивать вертолёт Ми-2. Практиче- ски заканчивалась вывозная про- грамма. Стоит сказать, что не всем она далась успешно. Несколько че- ловек отчислили по лётной неуспе- ваемости. Вообще-то командование не сразу «сдало» этих курсантов. К их вывозной программе пошли до- бавки. От 5-ти до 10-ти полётов до- бавлял командир звена, столько же командир эскадрильи и командир полка. Мало того, сами инструктора, полностью выбрав вывозную про- грамму, по-тихому, за счёт вылетев- ших и устойчиво летающих курсан- тов, сами давали дополнительные круги и висения в квадрате. Но, как говорится, - у ребят не пошло. А лётная подготовка тем временем усложнялась, стали летать по при- борам в зашторенной кабине, по маршруту. Подошла осень и закон- чился второй курс. Наша эскадри- лья вновь на зиму перебазирова- лась в Сызрань. Ну, дальше отпуск, зимняя сессия, экзамены и зачёты, каникулы и мы опять едем в летние лагеря, на этот раз в посёлок Звез- да. Всё тот же коллектив, за исклю- чением того, что вместо прежнего командира эскадрильи подполков- ника И. Тихонова, пришёл новый командир П. Артемьев. А дальше всё по плану, наземная подготовка, изучение нового аэродрома, изуче- ние района полётов, данные запас- ных аэродромов, тренажи в каби- нах вертолётов. Выяснил для себя, что я ничего не забыл, знакомая ка- бина, знакомые приборы, тумбле- ры, органы управления, - всё как прежде. Вся лётная группа быстро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz