Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
20 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 21 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА человеческих возможностей для ка- кого-то, только эту планку мы ещё не достигли, бывают условия и по- хуже. Да нет у нас такого допуска в лётной книжке. Вот и получилось, что в этом совместном полёте его получил и понял, кто такой палуб- ный лётчик, такие допуски в лёт- ную книжку не пишутся, а только контроль. Приведу выдержку из личного дела Салькова Федора Федоровича. «Военный летчик I класса». Под- готовлен к боевым действиям днём и ночью в СМУ с палубы корабля на ходу, инструктор, но всем видам подготовки. Способный и инициа- тивный, дисциплинированный. Ле- тать любит, летает смело, уве- ренно с большим желанием. Летчик «Чкаловского типа». Новые виды подготовки осваивает быстро, без затруднений, полученные навы- ки закрепляет прочно. Перерывы в полетах практически не сказы- ваются, может выполнить любые задания в любых погодных услови- ях. Теоретическая и методическая подготовка отличная. Участник многих океанических походов, где зарекомендовал себя как прекрас- ный летчик, большой организатор хороших начинаний. Умеет и спо- сооен организовать деятельность эскадрильи, по характеру общи- тельный, веселый, жизнерадост- ный. Создает нормальный климат в подразделении. Пользуется за- служенным авторитетом среди подчиненых, у командиров Перспек- тивен. Достоин выдвижения на должность заместителя команди- ра вертолетного полка. Приведу воспоминания о Ф.Ф. Салькове Валерия Соловьёва и Алек- сандра Садового из книги «В двух стихиях»: Сальков Федор Федорович родил- ся 15 августа 1954 года в городе Курганинск, Краснодарского края. После окончания средней школы ра- ботал токарем на Сызранском за- воде тяжелого машиностроения. В 1972 году поступил в СВВАУЛ. По- сле окончания Сызранского высше- го военного авиационного училища летчиков в 1976 году службу начал в 830 ОПЛВП ВВС Северного фло- та. При формировании 38 ОКПЛВП проложил службу в новом полку. Прошел должности от команди- ра вертолета до заместителя ко- мандира полка. Убывая из лётно- го училища, он вместе с путёвкой в жизнь унёс в своём сердце пре- данность небу, дисциплинирован- ность, готовность к преодоления трудностей. В боевом полку посто- янно совершенствовал своё лётное мастерство. Накапливал опыт техники пилотирования. В полё- тах видел весь смысл жизни и стре- мился летать и летать, всего себя, отдавая делу корабельной авиации. На корабле чувствовал себя на сво- ём месте, оказывал действенную помощь в решении возникающих вопросов. Лётчик от Бога. Человек с доброй и отзывчивой душой, с по- стоянной притягательной улыб- кой. Подтянутый, аккуратный, внешне привлекательный офицер. Вертолётчиков воспитывал прак- тическими делами в полёте, на бое- вой службе, крепко и надёжно. Лёт- чики, прошедшие через его душу, сердце, лётное мастерство, ста- ли руководителями значительного ранга. Мужественный, порядочный, правдивый человек. Великолепный рассказчик, юморист. С ним было легко и приятно общаться. Особен- но у него получалось цитирование речей Л.И. Брежнева, его голосом. Много сделал в период освоения вер- толётов. Летчик-снайпер, Участ- ник 11 походов на боевую службу на кораблях одиночного и группо- вого базирования. Выполнил 4080 посадок на палубы авианосных ко- раблей, лётчика с большим количе- ством посадок на палубу кораблей мы не знаем, возможно, это рекорд. Освоил вертолеты Ми-2, Ми-8 Ка- 25, Ка-27, Ка-29. Налетал более 3000 часов. Внимательно относил- ся к людям, добросовестно и внима- тельно реагировал на нужды под- чинённых. Фёдор Фёдорович родился со шлемофоном и бескозыркой на голове. Подполковник. Внёс боль- шой клад в разработку лётно-ме- тодических документов. Честный, общительный, добросовестный, вы- сокой дисциплины и эрудиции чело- век. Пользовался непререкаемым авторитетом у сослуживцев. В лётном деле был силён и дерзок, об- ладал поразительным хладнокро- вием и реакцией. Умело передавал свои знания и опыт молодым, много внимания уделял поиску наиболее эффективных методов обучения и обеспечению безопасности полётов. В 1992 году уволился из Вооружён- ных Сил, но с авиацией не расста- вался. Работал администратором в Североморском Доме торговли и в других коммерческих структурах. С 1996 года по 2001 год, 5 лет слу- жил в Авиации ФСБ. Начинал рядо- вым командиром экипажа и за два года вырос до заместителя коман- дира части по лётной подготовке. В 2001 году окончательно уволился в запас. Другой жизни Фёдор Фёдо- рович не представлял. Награжден орденом «За службу Родине в Воору- женных Силах СССР» 3-ей степени и медалями. Сейчас на пенсии, жи- вёт в городе Сызрани. Р.S. Высылаю вырезку из газеты, это 1986 год, 2000 посадок, где-то есть про 3000 посадок на корабль, а 4000 посадок без «помпы». ДВЕ ТЫСЯЧИ МГНОВЕНИЙ Н очь окутала корабль, когда противолодочный вертолет. где командиром офицер Ф. Сальков, стартовал с палубы для выполнения учебно-боевого задания. В сложных условиях, при отсут- ствии видимости естественного горизонта экипаж вертолета на отлично сработал в воздухе, мастер- ски применил бортовое оружие, «поразил» цель и затем благополучно произвел посадку на корабль. Здесь экипаж и в особенности команди- ра ждали с нетерпением. СОСЛУ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz