Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

166 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 167 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА ПРО МОИ РЕКОРДЫ П ро мои рекорды, о которых знают единицы. Про посад- ки ты знаешь - 4080, хотя на самом деле больше. Личный рекорд за смену - 48 по- садок, количество ходок на внеш- ней подвеске - 52 с двумя дозаправ- ками. Ну, это ты сам видел. Просто была ситуация, что корабль собирал- ся уходить из Средиземки на Север, а на переходе были только танкеры - заправщики. Продуктовых танке- ров не ожидалось. Командующий Средиземноморской эскадры, всем кораблям поставил задачу, - оста- вить продуктов на 10 дней, так как подойдёт продуктовый танкер. Все остальные продукты передать на ТАКр. Допуск к полётам на внешней подвеске был только у меня, так что деваться было некуда. Отсюда и этот мой личный рекорд. Лётчик, которого пришлось доль- ше всех возить с корабля ночью на ходу - Раиль Гиматдинов, к сожале- нию покойный. Дал ему 5 посадок, - не пошло. Добавил от себя ещё 3, опять не пошло. Не выпустил само- стоятельно. На следующую смену дал ещё 5+5 - полный ноль. Не может правильно распределять внимание. С удаления 2 километра начина- ет цепляться за корабль, постоянно превышает вертикальную скорость, на подсказки руководителя полё- тов, практически, не реагирует. На посадочной прямой шарик постоян- но показывет скольжение. Чтобы не цеплялся за корабль, я его один раз даже закрыл шторками, ещё хуже. Не брался за управление вплоть до того, что через несколько мгновений уже не смогу сам вытащить верто- лёт. Короче, сидел на правой чашке, руки - ноги нейтрально! Думал так схватит! Нет! И только за мгновение до нашего «убийства» брал управле- ние на себя, - ничего! Доложил И Чеберяченко. Он спро- сил, - Сколько посадок дал? Всего - 18. Чеберяченко, - Ну что, будем убирать в береговую авиацию? Лад- но, посоветуюсь с генералом. Через некоторое время говорит, - Доложил Логачёву. Он спросил, - В плане бое- вой подготовки на этот год стоит, что будет готов с корабля на ходу ночью? - Да, стоит! Логачёв, - Ну вот и пусть Сальков его возит до посинения! Во- зил я его ещё две смены по девять посадок за смену. К концу второй смены на троечку стало получать- ся... В общем, выпустил я его само- стоятельно, держась за одно место! И всё равно, где-то в глубине души, у меня сидела заноза, что рано или поздно это добром не закончится… А так и получилось 19 апреля 1989 года. Ну, а теперь подсчитаем, - до доклада генералу - 18 и потом за две смены 18, итого 36 посадок. Тоже, наверное, рекорд по вывозу лётчи- ка на корабль ночью. Хотя, сказать честно, - Раиль был неплохим чело- веком, правда, авантюрист по на- туре, что его и сгубило... Вот,Напи- сал, а потом подумал, может не надо фамилию указывать? Как-то не по доброму получается. Человека ведь уже нет в живых. Может просто, - лётчик, которому дал самое большое количество посадок на корабль? Старшему лейтененту Салькову Ф.Ф. грамоту вручает командующий авиации СФ генерал-лейтенент Ручков Виктор Евтихиевич ЗАКЛЮЧЕНИЕ М не запомнился очерк о моём наставнике, нашем командующем ВВС СФ, председателе Совета ветеранов ВМФ (Санкт-Петербург), генерал-лейтенанте авиации Викторе Евтихеевиче Ручкове. Поделюсь текстом очерка, который сохранил, сегодня он очень актуален автор очерка Людмила Борисовна БУТОВСКАЯ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz