Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

162 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 163 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА В АВИАЦИИ ОЧЕНЬ МНОГО НЕПИСАННЫХ ЗАКОНОВ В авиации очень много непи- санных законов и один из этих законов гласит: «Голова лёт- чика не мусорный ящик. Лётчик не должен всё знать. Он должен знать где это взять. В основном взять что- то можно в наколенном планшете, куда перед вылетом вписываются все необходимые для полёта дан- ные, в том числе и позывные. Ну, а если «наколенник» остался на земле, да тут ещё Господь наградил штур- маном, у которого в штурманском портфеле всё есть, а вот именно этого позывного-то и нет ... Примерно в такую ситуацию по- пал один очень уважаемый морской лётчик, надо сказать, - в больших генеральских чинах. Как-то раз, возвращаясь с мор- ского полигона, не подращивал эки- паж с топливом и решил генерал малость «срезать» маршрут, чтобы не садиться с аварийным остатком топлива. Ну, хоть ты и генерал, а авиационные законы для всех оди- наковы, - на это надо запросить разрешите у руководителя полётов. Позывной руководителя полётов, надо сказать, в тот день был «Ман- долина». Да вот на беду позывной этот остался на земле в «наколенни- ке». Штурман, порывшись в своём необъятном портфеле, тоже ничего нужного не нашёл. К счастью, помнил генерал, что связан этот позывной с каким - то музыкальным инструментом, мало того, - с каким то струнным ... Для начала он запросил: - «Гитара», я 101-й! - в ответ - ти- шина - «Балалайка», я 101-й! - вновь - тишина - «Арфа», я 101-й! - тишина - Может попробовать «Контра- бас», - неуверенно предложил штур- ман. Попробовали. Результат - тот же. - Вспоминай ещё струнные ин- струменты, морда глобусная! - на- чал постепенно злиться на непуга- ного штурманца генерал. - А может «Скрипка»? - нашелся штурман. - Ростропович ты херов! Скрипка - это смычковый инструмент! - не согласился эрудированный генерал. - Вообще-то, Ростропович, - он на виолончели ... - возразил не менее эрудированный штурман. На вся- кий случай запросили и «Скрипку» и «Виолончель». Тишина ... Непродолжительно посовещав- шись, экипаж напрочь забрако- вал чуждые нам «Кантеле» из каре- ло-финского эпоса и «Банджо» из американского джаза. Не проходил также и «Дутар», хотя и из союзного Узбекистана ... После безуспешных попыток запросить «Домру», «Гусли» и «Бандуру», познания экипажа в струнных инструментах иссякли. Генералу всё это уже начинало активно не нравиться. Наконец он разозлился на всех и вся и в первую очередь на самого себя. - Мать перемать вашу! Я генерал Казаческий или хер собаческий? - про себя подумал генерал, а в эфир сказал четко поставленным команд- ным голосом: - Значит так ... Я 101-й! Пошли вы все на хер со своим струнным оркестром! Я иду напрямую на даль- ний привод! - Да 101-й, конечно, я «Мандоли- на». Выходите на привод по давле- нию 760 - с готовностью отозвался руководитель полётов. Вот так-то - летать без нужного справочного материала ... А был ещё один случай, который бы я назвал «Морской шик». Здесь тоже не обошлось без генерала. Правда тут генерал был, что назы- вается , «на коне», а в роли наруши- теля правил радиообмена выступил экипаж морского самолёта - амфи- бии Бе-12. Ну, да всё по порядку. Перегонял, значит, экипаж свою грозную противолодочную маши- ну с ремонтного завода на родной Север с посадкой на промежуточ- ном аэродроме. Вроде бы всё шло нормально. Дальний привод, заход по «коробочке», четвёртый разво- рот. Здесь надо сделать отступле- ние и сказать, что самое грамотное и единственное, что должен сделать экипаж, - это доложить в эфир при- мерно следующее: - 786-й, на четвёртом, шасси вы- пустил, зелёные горят (означает под- тверждение о работе сигнализации выпуска шасси), прошу посадку! Но ведь аэродром-то сухопутный, а на посадку заходит морской лётчик! Так почему бы не блеснуть перед «пехотой» военно-морским радиооб- меном? И в эфире прозвучало: - 786-й, на четвёртом, лапти вы- валил, зелёные мерцают, прошу до- бро кинуть якорь! На беду, именно в этот день на аэродроме работала какая-то ко- миссия из вышестоящего штаба во главе то ли с Командующим Воз- душной Армии, то ли с Командую- щим ВВС округа. В общем, - гене- рал в это время как раз находился на КДП рядом с руководителем по- лётов. Услышав, режущую опытное авиационное ухо фразу, генерал встрепенулся . - Ну-ка, ну-ка - чего это он там сказал? Переспроси! - дал он коман- ду руководителю полётов. - 786-й! Не понял вас. Повторите! - тут же отреагировал РП. Ничуть не смущаясь, морской пилот выдал вновь: - 786-й, на четвёртом, лапти вы- валил, зелёные мерцают, прошу до- бро кинуть якорь! Не долго раздумывая, генерал выхватил микрофон у руководите- ля полётов. - 786-й, ветер справа под 30 градусов, 2-3 м. Добро вам кинуть якорь! - 786-й понял вас, добро! - весело отозвался морской авиатор.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz