Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
16 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 17 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА Владимир Нечипоренко – по своей специальности штурман, так как и командир, щедро делился своими знаниями и опытом и до- бивался результата, чтобы его под- чинённые умели и знали так, как он. Указания его были очень точны всём и, как говорится, ни одного лишнего слова и лишнего движе- ния. Хотя Нечипоренко был штур- маном (не командирский вуз), но по строгости и умению командовать в некоторых вопросах был сильнее своего командира. А что значит, не доучить штурмана и экипаж при полёте на Севере или в море – это прямая дорога на тот свет. Или если не научить экипаж действовать при отказе навигационного оборудова- ния вертолёта и корабля – а это пол- ная выработка топлива и посадка в Северных условиях или вынужден- ное покидание в море с температу- рой воды +6°С, на земле посадка на трамвай в Казани Ольховик С.К., и такое было или в Средиземном море посадка на Югославский танкер экипажа Ка-25 командир Мулюков В., штурман Кулинский В. Владимир Борисович Нечипо- ренко больше работал индивидуаль- но, так как в экипаже у нас обычно два штурмана, штурман экипажа и штурман-оператор. На предвари- тельной подготовке во время само- стоятельной подготовки он всегда работал внутри экипажа и готовил его к полёту. Все вопросы мы усва- ивали. А было так, в динамике для каждого из нас был разобран весь наш предстоящий полёт по зада- нию. Впоследствии, он проверял, как мы это всё усвоили на предва- рительной подготовке. Перед выле- том присутствовал возле вертолёта, проверял и проводил тренажи. А по- сле полёта проверял всю документа- цию и результаты боевого примене- ния. Знал уровень подготовки всего экипажа и к чему были готовы. И изо дня в день росло наше индиви- дуальное мастерство и мастерство в экипажах. Задавая сегодня себе вопрос: «Кого выбрал бы из всех лётчиков, кто тебя учил, и летал с тобой в корабельной вертолётной авиации и сказать, что он лётчик № 1?» Трудно сказать. Ведь мы многих и не знаем, которые были до нас на заре рождения корабельной верто- лётной авиации ещё с 50-х годов. Из тех, кого знаю летающие на ко- рабельных вертолётах лётчики: По- дорога В.Н., Степанов В.Н., Пели- пенко М.И., Смирнов В.А., Загуляев Н.А., Логачёв Н.Ф., Панов В., Чебе- ряченко И.Е., Мандрык И.А., Будич С.Г., Бурцев В.Л., Алексеев В.А., Молодкин В., Бурцев В.Л., Голоднов М.Ю., Сальков Ф.Ф., Прозябуров А.И., Зобов С.Н., Хистяев А.М., За- харов В.Г., Богослов М.Д., Мулюков С., Самбуров А., Соловьев В.В., Со- ловьев Б.В., Куклев Н.В., Сандаков С.В., Фиров М.В., Кучеров В., Ново- крещин В., Жиляев Г.Б., Гуськов В., Миронов В.В. Ларионов А.Б, Лари- онов В., Дегтярев В., Блатцев Ю. У каждого из них были свои неповто- римые качества лётчика. Образцом для меня, когда только приступили летать на корабельных вертолётах Ка-27, в корабельной авиации был и будет лётчик-ин- структор Степанов В.Н. в центре переучивания Морской авиации – с характером Чкалова. Он и внешне напоминал В.П. Чкалова. А как ле- тал он – это просто здорово. Он обу- чал лётчиков в центре. От него взял всю правильную и грамотную ор- ганизацию лётной работы в полку. Как всё было организовано по всем направлениям лётной деятельности и как он держал все на контроле без показухи – это был высший пило- таж, на этом мы уже останавлива- лись. Впоследствии в лётной работе с таким подходом и продолжил от- носиться к своей любимой профес- сии и в жизни. Когда пришли в боевой полк и с течением времени стали кора- бельными лётчиками, образцом для меня были такие лётчики, как Ло- гачёв Николай Фёдорович, Чеберя- ченко Игорь Емельянович, Голоднов Михаил Юрьевич, Фёдор Фёдорович Сальков и такие как он лётчики – Чкаловского типа. Задал вопрос о лучших лётчиках Фёдору Фёдоровичу Салькову: – Из всех своих наставников, кого ты бы выбрал образцом для себя в лётном деле как лучшего лёт- чика корабельной авиации? – Трудно сказать. Ведь проделан большой путь в освоении профес- сии лётчика. Многие меня учили ещё с курсантской скамьи, затем в боевом полку. На моём пути были лучшие из лучших лётчиков и ин- структоров. Сегодня из всех назвать лучших из лучших – это Логачёв Ни- колай Фёдорович, Игорь Емельяно- вич Чеберяченко. – А из тех, кого подготовил сам для корабельной авиации на смену? – это Миронов Валерий Васильевич. Фёдор Фёдорович выполнил бо- лее 11 боевых служб на кораблях СФ одиночного и группового базирова- ния и на них он совершил 4080 по- садок на корабль, налет более 4000 часов. Лётчика с большим количе- ством посадок на палубу кораблей Экипаж корабельного вертолёта командир Сальков Ф.Ф., штурман Нечипоренко В.А.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz