Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
154 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 155 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА Кто для нас лётчики, инженеры и техники этого полка? Как правиль- но сказал А.Демьяненко (погиб при выполнении учебного полета на Су- 25) – «Мы братья по крови! Только у вас скорость поменьше». Прав Саша. Как можно относиться к лю- дям, с которыми прошёл не один дальний поход, с которыми хорони- ли вместе и наших и ихних боевых товарищей? Горжусь, что лично знал и со многими из них дружил, да и сейчас поддерживаю связь. Особенно хочется вспомнить фами- лии лётчиков-штурмовиков, кото- рые стояли у самых истоков Палубной авиации. Это В.Рат- ненко, С.Бивзюк, А.Кондратьев, А. Демьяненко, к сожалению, погиб- шие при выполнении полётов. Ныне здравствующие Герои России И.Бо- хонко, Н.Едуш, Е.Алифанов, Н.Ру- денко, Н.Шаров, В.Колесниченко, В.Глушко и, конечно же командир 1-й корабельной дивизии Т.Апаки- дзе, так безвременно покинувший нас. Короче, - братья по крови! По другому и не скажешь. И крайнее. Не зря говорят: кто не помнит прошлого, не имеет бу- дущего. Проходят годы, забывают- ся даты, забываются имена. А ведь у нас на памяти есть те, кто стоял у самых-самых истоков палубной авиации. Взять, к примеру, Н.Лога- чева - первого в истории морской авиации заместителя по корабель- ной авиации. Я помню, ещё будучи лейтенантом, как Николай Федоро- вич ни на минуту не отходил от ру- ководителя полётов на КДП, следил за каждым и посадкой Як-38, как потом просматривал каждую виде- озапись. И это всё при том, что по- сле лётной смены штурмовиков ему ещё предстояло летать лётную сме- ну на вертолётах. Как-то умудрялся час-другой вздремнуть между сме- нами. Я никогда не встречал Чело- века, так «болеющего» за палубную авиацию. Он вникал, буквально, в любую мелочь в вопросах органи- зации полётов, в каждую деталь, в каждую нестыковку. Излишне гово- рить о его человеческих качествах. Строгий, требовательный к себе и к другим, но в тоже время исключи- тельно справедливый. Уже больше 10 лет нет с нами генерала Николая Федоровича Логачёва, но еще лета- ют его ученики и те, кто учился у учеников Н.Ф.Логачева. Я думаю, было бы справедливо, подключить какие-то структуры, посоветоваться с Ассоциации Геро- ев России и Советского Союза, на- градной отдел президента, может ещё кого-то. Если надо - собрать подписи нескольких поколений полка, написать обращение ветера- нов. В общем, - надо подумать. Это я к чему говорю? Пусть в догонку через несколько лет, пусть посмер- тно, но присвоить генерал-майору авиации Логачёву Н.Ф. звание Ге- роя России. Думаю, это будет спра- ведливо. И ещё об одном моменте. В своё время за освоение самолета Як-38 правительство СССР «выка- тило» три звезды героя Советского Союза. Одну летчику-испытателю поднявшему в небо Як-38, вторую летчику-испытателю MАП, и третью действующему командиру полка. Первые две звезды вручили быстро, а вот третья звезда не могла найти своего Героя очень долго. Могу где- то ошибаться в деталях, но всё про- исходило примерно так. Собрались давать героя новому командиру 279 ОКШАП Ф.Матковскому. Он, к со- жалению, погиб на аэродроме Саки, при выполнении полёта на МиГ-21. Звезду, видимо, посмертно вручать не стали. Проходит какое-то время и пошли слухи, что готовят доку- менты на героя Советского Союза В.Ратненко, но тот, вскоре, поги- бает на аэродроме Североморск-3 и тоже при выполнении полёта на самолете МиГ-21. Командиром 279 ОКШАП становится Николай Пе- трович Едуш. Прекрасный летчик, хороший командир и, вообще, чело- век очень много сделавший для ста- новления палубной авиации. Ни- колай Петрович первым в истории авиации ВМФ сделал 200 посадок на палубу. И стоило Н Едушу посту- пить в академию, как тут же при- шла разнарядка на Героя. - А, так как он слушатель академии, а не действующий командир полка. Тог- да Звезда пусть еще полежит... Вот так, ныне здравствующий, Н.Едуш, Как говорится, «пролетел2 мимо Звезды Героя. Ну а тут подоспел случай. Коман- дир полка на ТОФ Ю.Чурилов вы- полнил посадку на палубу «Минска» (или “Новороссийска”) с отказавши- ми струйными рулями и стал Геро- ем Советского Союза. Когда на 279 ОКШАП обрушил- ся целый «звездопад» я подумал: - А как же Едуш? Ведь Николай Петро- вич должен быть первым, кому надо присваивать звание Героя России! Но Едуш к тому времени служил старшим- инспектором лётчиком в Москве и его просто забыли. Да сей- час бывает, что находят Героев вой- ны, которым в своё время «забыли» их героизм и вручают Звезды Геро- ев. А здесь вот он, - живая легенда корабельной авиации Николай Пе- трович Едуш! И так незаслуженно забыт. Тоже считаю, что надо подключать все вышеназванные инстанции и ре- шать этот вопрос. Не знаю. Может я в чем-то и не прав, но считаю, что всё должно быть справедливо. Корабельный вертолёт Ка-29ТБ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz