Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
148 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 149 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА Ведь на авианесущих кораблях, где штатным расписанием не пред- усмотрена должность замкоманди- ра корабля по авиации, старший авиагруппы автоматически стано- вится замом по авиации. Это эле- ментарно. Значит, сами себя так поставили. А поставить нужно было так, чтобы в каюту за 10 минут до обеда стучал вестовой и докладывал: «Товарищи лётчики, обед готов». Ну, а если на корабле командир особо не вникает в жизнь авиагруппы, в том числе и в вопросы питания, то делается вообще просто: подаётся телеграмма в штаб флота и в штаб авиации примерно следующего со- держания: «Докладываю. Личный состав авиагруппы голодает. Пи- тание по нормам лётного пайка от- сутствует. Полёты своим решением запрещаю, по причине вероятной гибели личного состава при произ- водстве полётов из-за недоедания и голодного обморока. Подпись». Ясно, что ни один командир ко- рабля не подпишет бланк такой те- леграммы. И если он не дурак, то тут же вызовет помощника по снаб- жению и поставит в определённую позу. Можно в свою очередь при- грозить, что по приходу в базу будет докладывать официальным рапор- том. В своё время у меня в каюте командир с ПКСом буквально умо- лял, чтобы я доложил о хорошем пи- тании в походе. Хотелось бы ещё несколько слов сказать о соответствии воинского звания и классности. Валера, ты на- деюсь, помнишь, что у нас в полку на капитана со 2-м классом смотре- ли с подозрением (техники между собой шептались: «Плохо летает!»). Не говорю уже о майорах – вто- роклассниках, их просто не было. Сейчас всё очень просто: позволяет должность – получи звание, незави- симо от твоего отношения к делу, службе. Поэтому любой лётчик зна- ет, что можно не стремиться к росту классности, не расти в лётном ма- стерстве, не заниматься своим эки- пажем… «Да куда вы денетесь старал- ся, капитана да и майора я получу день в день!» В наше время такого не было. Командир полка Соловьев Вале- рий Васильевич – он и установил этот порядок на ЧФ, а потом и на СФ. Мало того, скажу, что в братском полку в Донузлаве (ЧФ) была уста- новлена некая традиция: для полу- чения старшего лейтенанта иметь не ниже 3-го класса, капитан – не ниже 2-го класса, а майора мож- но было получить при наличии 1-го класса и инструкторской подго- товки к обучению. А сейчас я знаю случаи, когда лётчики и штурманы месяцами не могут сдать зачёты на допуск к полётам, техники годами не могут получить допуск к самосто- ятельному обслуживанию техники. Мотивы простые: авиационной тех- ники все равно нет, летают только «деды» и т.д. Ну как ведь всё просто: не сдал зачёты, – походи ещё полго- дика лейтенантом! Хотелось бы ещё обратиться к членам комиссий по расследова- нию авиационных происшествий. Вот прошло 12 лет с момента моего увольнения, а в подходах к рассле- дованию ничего не изменилось. Как было раньше в выводах: (немного утрирую): – Пожарные щиты покрасить; – Срочную службу подстричь; – У лётчиков принять зачёты. Так всё и осталось. Господа! Ведь в такие комиссии включают толь- ко опытных специалистов, масте- ров своего дела, имеющих не только опыт в расследовании, но и боль- шой служебный, жизненный опыт. Наконец научитесь у Козьмы Прут- кова «Зрить в корень!». Завалите больших авиационных начальников предложениями, рекомендациями и отслеживайте каждый пункт на- писанных вами рекомендаций для исполнения и т.д. Делайте так, как в 70–80-х годах относились все к ЦИБП. Все исполнить и доложить. НЕМНОГО КОСНУСЬ КАТАСТРОФЫ КА-52 Мнение Фёдора Фёдоровича Салькова П ричины её, что на- зывается, лежат на поверхности: явная недоу- ченность командира экипа- жа, особенно в полётах по приборам. Что насторожи- ло: первый класс получил в декабре 2010 года, т.е. через 14 с лишним лет (!) после окончания учи- лища. Академию закончил в 2008 году, т.е. в академию поступил, имея всего-навсего 2-й класс? Не знаю! Либо я чего-то не пони- маю, либо как говорит Владимир Познер: «Такие времена!». Может, кто-то спросит: «А что, у вас раньше было всё прямо-таки уж хорошо?». Да конечно же нет. Были и у нас инциденты (у нас они на- зывались предпосылками к лётным происшествиям), были и аварии и катастрофы. Приходилось и нам хо- ронить своих боевых товарищей. Однако сейчас большинство не инцидентов, а больше катастроф, чем аварий. Налёт на одно АП по ти- пам был несоизмерим с нынешним. Да. Авиация – это область деятель- ности в зоне повышенного риска. К сожалению, самолёты и вертолё- ты всегда падали и будут падать. И продолжаться это будет до тех пор,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz