Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

142 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 143 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА Иногда слышу: «Лучший лётчик СФ!», так говорит сам за себя этот лётчик. Впоследствии он разложил вертолёт днём при полётах с ко- рабля «Пётр Великий» (на котором произносил эти слова «...В принци- пе готовы») на Арктическом остро- ве с десантниками на борту. Потом на полосе с инструктором повреди- ли вертолёт, всё это скрыли. А по- том ещё выяснилось, что при полёте в море привозил до 300 л морской воды в обтекателе РЛС – никому не доложили, средства ОК фальсифи- цировали. И это уже был не пер- вый такой случай в его экипаже и в других экипажах, когда штур- ман-инструктор с места операто- ра выхватывал шаг у командира во время падения вертолёта в воду при зависании! Техник обнаружил после полёта, что из вертолёта течёт что-то. Когда снимали обтекатель РЛС, техника придавило этим об- текателем от тяжести находящейся внутри морской воды и чудом его не убило. Эти случаи в нынешнее время «Зашторили». Для чего? Для того чтобы быстрее потом убиться! Это называется «третий звонок!» в авиации. Сразу ему отвечаю: «Ты лучшим лётчиком никогда не был и даже рядом стоять не будешь». Кро- ме высоких лётных качеств, знаний и навыков, которых у вас нет по результатам содеянного, ещё всег- да присутствовали высокие чело- веческие качества, наипервейшим образом стоит скромность. Ещё раз повторюсь, первое и самое главное – это скоромность. Если этого нет, об остальном можно не говорить и за- быть, что ты лучший… Кроме того, ты потенциально опасен для сво- его экипажа, если всё в угоду себе скрываешь! А со стороны команди- ров – это преступление! Если это не понять – ждите беды! «Третий звонок». При нашей службе в авиации всегда были чест- ные, доверительные и нормальные отношения внутри лётных экипа- жей в полку. Даже в неофициаль- ной обстановке делились своим мнением в глаза и если что было не так, говорили в шутку: «Ты Дурбо», на что лётчик не обижался. Таких лётчиков в полку, которые прислу- шались к мнению сослуживцев, ко- мандиров, знаю пять. Они ушли до «Третьего звонка» с лётной работы или с корабельной вертолётной ави- ации. Нам были благодарны они за то, что мы им вовремя посоветова- ли уйти. Серёга – это не твоё! Однако сейчас большинство не инцидентов, а больше катастроф, чем аварий. Налёт на одно АП по ти- пам был несоизмерим с нынешним. Да. Авиация – это область деятель- ности в зоне повышенного риска. К сожалению, самолёты и вертолё- ты всегда падали и будут падать. И продолжаться это будет до тех пор, пока авиационный народ, что на- зывается «коптит твердь небесную». Полностью исключить аварии и ка- тастрофы не получится никогда, но уменьшить их до самого минимума – вполне посильная задача. Во всех случаях – всё упирается в отношение людей к своему делу, на своём рабочем месте. Где-то не- доработали, где-то упустили, где-то тупо не выполнили, где-то не спро- сили с подчинённых, ждите беду! Времена, когда правила КПСС, в авиации флота в моде была такая форма партийной работы, как об- мен опытом по профилактике беза- варийной лётной работы. И каждый политработник считал своим дол- гом сказать с партийной трибуны, что вот какой молодец партгрупорг тов. Иванов, он за год провел аж 12 обменов опытом, а вот партгруппа тов. Петрова – всего 4! Это никуда не годится, тов. Петров. И вообще тов. Петров пора заслушать на пар- тийном комитете по вопросу, что он делает в плане профилактики беза- варийной лётной работы? Короче, мне, молодому лейте- нанту, поручили выступить на от- чётно-выборном полковом собра- нии. Помня слова своего первого инструктора в училище: «На пар- тийных собраниях всегда выступай смело и говори то, что думаешь. Пар- тийное собрание – это единствен- ное место, где можно критиковать всех», я вышел на трибуну и сказал примерно следующее: «Товарищи коммунисты! Мне не понятно, что это за партийное мероприятие – об- мен опытом? Мы что с вами повара, которые обмениваются опытом, как правильно солить суп, или мы кино- механики, которые обмениваются опытом, как правильно вставлять плёнку в аппарат? Я, например, ду- маю, что и солить и вставлять мы с вами должны одинаково! (оживле- ние и ропот в зале). Я глубоко уве- рен, что вся суть профилактики состоит в строгом выполнении каж- дым всех законов, регламентирую- щих авиационную деятельность и требования к подчиненным также строго соблюдать эти законы. И всё! Скажите, какой эффект даст меро- приятие на котором лётчик Сидоров пробубнит перед лётчиками отряда пару статей из НПП? Или эффект от того, что техник Козлов перед такими же зачитает выдержки из НИАС? И в заключение добавил: «И это в то время, когда ЦК КПСС и лично Леонид Ильич Брежнев тре- буют от коммунистов всех уровней именно действенной и эффектив- ной работы во всех направлениях. А мы, проводя какие-то обмены, занимаемся очковтирательством! (Бурные аплодисменты). Правда, меня потом какое-то время таска- ли по политотделам, но я, двухпози- ционный переключатель поставил в положение «Дурак», и твердил, что как коммунист, имею право на собственное мнение, тем более что Устав партии мне это разрешает, или вы, товарищ полковник, не со- гласны. С Уставом? Ну, горе-меро- приятия типа обмена опытом в ито- ге сошли на нет. Да, вот такие были времена! Да, ещё один момент. В конце восьмидесятых годов, знаю точно, у Главкома ВМФ на столе лежали до- кументы о мерах поднятия пре- стижности службы в корабельной авиации. В частности – должны были ввести нарукавные нашивки,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz