Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
132 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 133 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА ме Кача перед перебазированием на ТАКР «Киев» производилась про- гонка вертолёта со снятием режи- мов работы двигателей на жесткой швартовке. Причём, площадка для газовки была выложена металличе- скими плитами (знаете, наверное, - такими «дырявыми»). В итоге верто- лёт попал в земной резонанс, кто не знает - это совпадение собственных колебаний вертолёта с вынужден- ными. Ситуация развивалась стре- мительно. Хорошо, что в кабине находился опытный лётчик М.Ю.Го- лоднов. Как потом вспоминал Миха- ил Юрьевич, - начало «трепать» так, что еле-еле сумел поймать РУДы, чтобы выключить двигатели. Хоро- шо ещё и то, что были пристёгнуты, иначе вышвырнуло бы из кабины вместе с блистерами а потом ещё и прибило разваливающимися частя- ми вертолёта. Случай лишний раз доказывающий, что авиации мело- чей не бывает и что даже в простей- шей ситуации всегда может подсте- регать опасность. Теперь немного хочу покаяться, что и мне приходилось иной раз от- ступать от своих принципов и идти осознанно на нарушение лётных за- конов вольно или невольно... Дело прошлое, конечно, но так делать никому не рекомендую. При- веду пару случаев. Первый случай - нарушение вынужденное. Итак, стояли мы на ТАКР «Киев» на рейде Севастополя. Корабль готовился к постановке в док, а авиация к пе- релёту. Штурмовики на аэродром Саки, а вертолёты на аэродром До- нузлав. Времени на всё это было достаточно, но видимо, что-то по- шло не так. Короче, пришёл приказ - корабль срочно поставить в док. Срочно подали заявки на перелёт. Перелетели штурмовики, начали перелёты и мы. На борту остава- лось всего два крайних вертолёта, как потом выяснилось, - с пробле- мами. В общем, - привозит качин- ский Ми-8 из Донузлава на «Киев» мой экипаж и экипаж И.Чеберячен- ко. Ми-8 садится на палубу , выгру- жает нас и тут же улетает. Смотрю, - на полётной палубе какая-то суе- та, ажиотаж... К кораблю тем вре- менем швартуются буксиры, кото- рые будут заводить ТАКр в док. На палубе два вертолёта. Подхожу к своему. Техник докладывает: «Вер- толёт к полету не готов. Отсутству- ют оба указателя скорости.» В это время над полётной палубой раз- носится зычный голос командира «Киева» Г.П. Ясницкого по громкой связи, причём открытым текстом: «Емельяныч (мат)! Если вы с Фёдо- ром в течении 5 минут не взлетите (мат), то в следующий раз сможете взлететь только через год (мат, мат ...). Мужики (мат)! Не подставляйте меня под трибунал! « И тут же голос Чеберяченко: «За- пускай!» Ладно, думаю, лёту тут пол- часа, сяду на хвост Игорю Емелья- новичу, авось долетим! Запускаю, Чеберяченко тоже. Докладываю о готовности к взлёту. Как сейчас помню свой позывной 333-й , Че- беряченко - 003-й. Тут слышу Чебе- ряченко говорит РП: «Пусть 333-й в первым взлетает! Я у него на хво- сте пойду!» РП дает мне взлёт. Взле- таю, тут же взлетает Чеберяченко и плотно садится мне на хвост. Ру- ководитель полетов на ТАКр жела- ет нам счастливого пути и передаёт огромное «спасибо» от командира корабля. «Громобой» (КП авиации ЧФ) подтвердил, что всё по плану. Запросил «Лесную» (Саки) и «Глазо- мер» (Евпатория) проход их точек и связался с «Круглым» (Донузлав). РП подтвердил готовность к приёму наших двух бортов. Теперь про сам полёт... Высоту выдерживал без проблем, со скоро- стью, правда, пришлось попотеть. На Ка-25 ДИССа нет, поэтому пи- лотировал по положению тангажа и по режимам работы двигателей. Пару раз видимо , выходил на пре- дельную скорость. Просто почув- ствовал нарастание тряски вер- толёта и уменьшал режим работы двигателей. Короче - долетели, сели. Выключили двигатели. Подходит Чеберяченко, - «Ты чего это там ско- рость гонял туда-сюда? Забыл, что я у тебя на хвосте?» Я молча открыл левый блистер - «Так понятно?» - «Пошли со мной». Подходим к верто- лёту Чеберяченко он сдвигает свой левый блистер... Твою мать! У него в кабине полностью отсутствует при- борная доска. Я думаю, что техники постарше помнят этот случай. Хочу покаяться ещё за один слу- чай, название которому «дурость» и желание доказать кому-то, что «мы тоже кое-что умеем!» Ну а дело было так... Корабль, точнее БПК проект 1134А а шёл по Атлантике после вы- полнения задачи слежения за авиа- носцем... Надо сказать, что полетали, что называется - от души. Сидим в каю- те №18, играем в домино. Атланти- ческий ветерок колышет занавески у иллюминатора, мухи трахаются на вертикальных поверхностях... Короче , полная идиллия и рассла- буха. Тут зашёл в каюту помощник командира корабля. Поздоровался, присел на диван, закурил, а потом понёс какую-то ахинею о том, что - «Не стало сейчас настоящих кора- бельных пилотов, способных сесть на палубу даже в небольшую качку. Я так за свою долгую службу подоб- ных летчиков не встречал!» Меня, к тому времени выполнившего под тысячу посадок, эти слова помощ- ника сильно «зацепили»... Я ответил, что всё это чепуха и что лётчик, ре- гулярно летающий с корабля, спосо- бен выполнять такие посадки. Мало того, - я при нужде могу в качку стоять на задних колесах шасси не меньше пяти минут, а если надо, то и на одном колесе. «Флотоводец» от возмущения даже подпрыгнул на диване и понес очередную околеси- цу на тему, что этого не может быть, потому, что не может быть никогда! И лётчиков таких не бывает! И, во- обще, он готов поспорить на литр са- мого дорогого коньяка из валютного магазина «Альбатрос», что этого ни- кто не сделает. Короче, - поспори- ли на этот самый литр коньяка, ко- торый, забегая вперёд, скажу, что «помоха» так и не поставил, хотя и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz