Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.

116 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 117 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА собрал весь летный состав в клас- се дежурных экипажей и, особо не стесняясь в выражениях, с пеной у рта стал орать на лётчиков: - Какого хера вы вообще надумали летать в этот день? В день, когда вся страна скорбит о смерти великого ленинца, дорогого, любимого генерального секретаря ЦК КПСС, Маршала Со- ветского Союза, председатель Пре- зидиума Верховного Совета и так далее и тому подобное. Затем после паузы: - Или может у вас так приня- то летать по праздникам?! И, не заметил столь глупой мыс- ли, продолжил в том же духе. Ста- рые пилоты потом рассказывали, что у этого товарища “заскоки» бы- вали и раньше. Рассказали как он на митинге посвященном Дню По- беды, в своей обычной манере (с пе- ной у рта) загнул: - Мы не позволим поднять голову всякой антифаши- стской сволочи! Однако мы несколько отвлеклись. У американцев, которые эксплу- атируют авианосцы со времён чуть ли не первой мировой войны, тоже есть свои счастливые и несчастные корабли. Самым несчастным авиа- носцем считается «Саратога». Этот бедолага и горел и тонул и сталки- вался с другими кораблями несчет- ное количество раз, да и пилотов на этом авианосце сложило головы немало. Счастливым же авианос- цем американцы считают «Инде- пенденс». Палубу этого корабля лет- чики считают самый безопасный в американских ВМС. На этом же авианосце служил рекордсмен ВМС США по посадкам на корабль, ко- мандир авиакрыла кэптен Флетли. Но, у американцев почти сто- летний опыт эксплуатации авиа- носцев, а нам приходилось начи- нать всё с нуля. Делиться с нами опытом в разгар холодной войны, естественно, никто не собирался. Поэтому, не скрою, по началу было очень тяжело. Почему-то одним из главных оказался вопрос: корабль - для авиации или авиация - для ко- рабля? В итоге пришли, как гова- ривал М. Горбачев, «к консенсусу». Поняли, что авианосец это плавучий аэродром и создан он для авиации. Хотя, с другой стороны, мы пошли немного дальше американцев. У нас авианосец это корабль комплексно- го вооружения. Мощный главный ракетный комплекс, зенитно-ракет- ный и артиллерийский комплексы, минно-торпедный комплекс, проти- володочный комплекс, плюс серьёз- ная система РЭБ и много еще чего. В те годы поговаривали, что аме- риканцы называли «Киев» первым гвоздем, вбитым Советами в крыш- ку гроба американских ВМС. Вот таким славным было начало. Затем, с развалом Союза, всю авианосную программу свернули, и в новой Рос- сии не было построено ни одного. К кораблю быстро привыкаешь и, особо уже ничему не удивляешь- ся. Ну а от первой встречи с ави- аносцем ощущения, конечно, непе- редаваемые. Впечатляет! Ну, представьте себе такую ма- хину длиной в несколько футболь- ных полей, у которой внутри об- щая протяженность всех коридоров 16.5 километров! Поначалу только как из своей каюты пробраться в кают-компанию, в ангар, в класс дежурных летных экипажей и на полетную палубу. Короче - плаву- чий город! Столовые, кают-компа- нии, бани, хлебопекарни, корабель- ный магазин, телестудия, даже своя многотиражка под названием «Оке- анским курсом». Моряки эту газету называли то «Гальюн Таймс», то по фамилии главного редактора (капи- тана 3-го ранга В. Мохунь) «Мохунь Жибао». Масштабы корабля, конеч- но, поражали. Но, как выяснилось, не всех. Один пилот через день пре- бывания на корабле заявил, что уже ориентируется на нем как рыба в воде, что найти ему любое место, это как «два пальца об асфальт”. Даже бывалые летчики от такой наглости рты пораскрывали... Расставить всё по своим местам мог только чест- ный спор. Ударили по рукам: литр дорого коньяка из валютного мага- зина «Альбатрос», что товарищ в те- чение 20 минут не найдет каюту, в которой заключалось в пари. Чтобы Верхний ряд: Ю. Миняков Ю., ?, В. Лукиных, В. Привезенцев, В. Плисаков, сидят: С. Абдрашитов, М. Немченко, Ю. Солод

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz