Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
114 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 115 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА А про себя, наверное, ещё по- думали, что зря все-таки, не отво- евали проливы во время одного из двенадцати русско-турецких кон- фликтов. Здесь глаза у турок засветились, как у окна публичного дома в день получки. Ничуть не тушуясь, турки отвечали: - Да нам, в принципе, жидко схо- дить турецким поносом на то, как он называется, этот ваш авианосец. Вы, главное, зерном нам платите и можете хоть чёрта авианесущего через проливы проводить. На том и порешили. И, надо сказать, что после это- го ходили наши авианосцы через Турцию регулярно. За «Киевом» по- тянулся «Минск», затем «Новорос- сийск», затем «Баку» и перед самым развалом Советского Союза «Адми- рал Кузнецов», который, ещё будучи в состоянии строительства называл- ся то «Рига», то «Советский Союз», то «Маршал Брежнев». Не знаю как на счёт зерна, но турки слово своё сдержали. Автору этих строк (не соврать бы!) раз 8 посчастливилось наблю- дать живописные берега с борта авианосцев. Ну как поется в песне: «Не нужен нам берег турецкий …», а поделюсь своими впечатлениями о первом таком корабле. Попал я в корабельную авиацию Северного флота после летного учи- лища в один год с приходом на се- вер первого авианосца под назва- нием «Киев». Кстати, единственный корабль в стране, которой в мир- ное время стал Краснознамённым. Это о многом говорит! Да и нужно сказать - счастливый корабль. Чего только не случалось с самим кора- блем и с самолетами и вертолетами при полетах с него. Но - Бог мило- вал! За почти два десятилетия ин- тенсивной эксплуатации при по- летах с корабля, произошла только одна авиационная катастрофа. Раз- бился вертолет Ка-25 №70. Погибли командир экипажа Юра Волков и инструктор командир отряда Мар- сель Кабиев. Из-за обрыва лопасти несущего винта, вертолет букваль- но рассыпался на глазах у многих. Ситуация развивалась настолько стремительно, что по заключению комиссии, смерть наступила через 0.3 секунды (!) от начала развития ситуации. Сделать, естественно, экипаж ничего не успел. Причина – КПН (конструктивно-производ- ственный недостаток) Стоит заметить, что произошла эта катастрофа в ноябре 1982 года в день смерти Леонида Ильича Бреж- нева. Естественно, полеты военной авиации были запрещены во всей стране. «Киев” готовился к перехо- ду на Север после ремонта. Так что нам единственным Министр Оборо- ны разрешил полеты для восстанов- ления навыков летного состава. А тут – катастрофа… Примчались из Москвы различ- ные комиссии по расследованию причин. Особенно запомнилось эмо- циональное выступление одного по- литрука из авиации ВМФ, который Праздник на корабле. Веду свою эскадрилью торжественным маршем Сборная по футболу команда вертолётчиков: Хоменко В., Сизов П., Адрашитов С., Сальков Ф., Салехов А., Скосырев И., Белемец А., Максименко С. Селиванов С. Средиземное море ТАКр «Баку»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz