Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
112 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 113 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА ПЕРВЫЙ АВИАНОСЕЦ А вианосцев у нас в стране ни- когда не было. Вернее, они конечно были, однако, начиная с самого первого, гордо носящего имя столицы Украины «Киев», на- зывались не авианосцы, а ТАКР. Аб- бревиатура это означает: тяжёлый авианесущий крейсер. А почему не авианосец? Весь секрет, оказы- вается (ни за что не поверите!) в Турции. Да, да именно в Турции, точнее даже в турецких проливах Босфор и Дарданеллы. Дело в том, что во времена Советского Союза все авианосцы строили на Украине, а именно на судостроительном за- воде в г. Николаеве. Так вот, чтобы попасть вновь построенному ави- аносцу на оперативные просторы Северного или Тихоокеанского фло- тов, ну никак не миновать этих са- мых турецких проливов! А дальше - Средиземное море, Гибралтар и уже попадаешь в Атлантический океан. И вот тут начинается самое ин- тересное. Есть, оказывается некое положение о черноморских проли- вах, а точнее конвенция Монтрё. Монтрё – это такой городок в Швей- царии, где было подписано это са- мое Положение еще в далеком 1936 году. Рулить проливами стала Тур- ция. В Мирное время просто ограни- чивалось водоизмещение военных судов нечерноморских стран и сро- ки их пребывания в Черном море, а для военных кораблей стран Черно- морского бассейна - никаких огра- ничений. Только следовало заранее информировать турецкие власти о предстоящем проходе проливов. Не знаю, то ли желание прока- титься в Турцию, то ли желание “не светить” первый авианосец на глазах у империалистов, то ли еще что-то, но, тем не менее, собралась серьезная делегация из морских на- чальников и партийных вожаков, поговаривают, что были даже чле- ны ЦК КПСС. Официальная цель, так как в те времена авианосцев у стран Чер- номорского бас- сейна никогда не было, то прокон- сультироваться, а при необходимо- сти и договорить- ся с Турцией о проходе пока что строящегося ави- аносца через про- ливы. Не знаю, как долго ломали го- ловы морские на- чальники и пар- тийные боссы, однако выход из этой ситуации на- шли довольно бы- стро. Не берусь утверждать, что все выгляде- ло именно так, но примерную картину набросать могу. Турецким властям показали фо- тографию «Киева». - Видите этот авианосец? - Ну видим. - Так вот, уважаемые господа турки, это вовсе не авианосец, а тя- желый авианесущий крейсер. Крей- сер! Ферштейн (или Якши)? Командующий авиации ВМФ СССР, Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, участник ВОВ, генерал- полковник Г.А. Кузнецов, лётчик-снайпер, полковник И.Е. Чеберяченко на папалубе ТАКр «Киев» Средиземное море 6 апреля 1987 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz