Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
106 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 107 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА Вот, примерно так и закончила свою работу комиссия. А мы всей эскадрильей проводили на аэро- дроме гробы с телами наших бое- вых друзей. Через несколько дней и мы и штурмовики перелетели на аэродром Саки, а уже оттуда домой на Север самолётом. Тем не менее, служба шла своим чередом и надо было продолжать боевую выучку, готовить новые экипажи, совер- шенствовать лётно-методическую базу. Дел было полно! Я стал коман- диром эскадрильи, В. Нечипоренко, соответственно, - штурманом эска- дрильи. О ТЕХ КАТАСТРОФАХ, КОТОРЫХ МОЖНО БЫЛО ИЗБЕЖАТЬ Н емного отступив от пове- ствования, хотелось бы ещё коснуться тех катастроф, которых можно было избежать. Не зря в своё время говорил Главком ВМФ С.Г. Горшков, - Нет аварийности оправданной и неизбежной! Везде её, в той или иной степени, созда- ют люди! Взять хотя бы катастрофу, которую я только что описал. При- чина катастрофы - усталостная тре- щина на комлевой части лонжерона лопасти несущего винта. Вот и ска- жите мне, как может образоваться трещина на лопасти, имеющей не один десяток часов гарантии? Вы- вод: значит на заводе - изготовите- ле была кем-то нарушена техноло- гия изготовления данной лопасти, то есть всё равно виноваты люди. А вот теперь хочу привести примеры катастроф, которые своими рука- ми, буквально из ничего, сотворили мы сами! Да. Именно мы, команди- ры разных степеней, которые не до конца продумали все свои действия в той или иной ситуации. Приведу несколько примеров. Катастрофа вертолёта Ка-25, экипаж Гена Гуринёв и Миша Лев- чук. По условиям задания, после бомбометания на полигоне 69, долж- ны были возвращаться, как было записано на магнитофонной плёнке предполётных указаний, - «Водным, 200 метров по давлению приведён- ному к уровню моря». И не у кого даже не мелькнул вопрос, - Как 200? Ведь это ночной маршрут! А как же с препятствиями, естественными и искусственными? Никто про это даже не спросил, каждый подумал, - Ну водным, так водным! А на са- мом деле, «водным» - это через Киль- динский пролив. И даже отклонив- шись от заданной линии маршрута на оценку «хорошо», экипаж под- вергал себя существенному риску. Так и получилось в экипаже Гури- нёва. Они отбомбились на полигоне и стали возвращаться. Тёмная ночь, отдельная не сплошная облачность, морось. И вот на траверзе острова Кильдин, следуя на высоте 200 ме- тров приведённого к уровню моря, уклонившись на оценку «хорошо» влево от маршрута, экипаж стол- кнулся с сопкой Топорковая Пахта, высота которой 226 метров, также по давлению приведённого к уровню моря. Ну и скажите после этого, что катастрофы нельзя было избежать! Ещё одна катастрофа. Вертолёт Ка-29, экипаж Ю.Блатцев - В. Корзинин. А здесь катастрофу заложи- ли лётчики-испытатели, ко- торые писали «Инструкцию по производству полётов с кораблей проекта 956». И тут пошло наслоение одних причин на другие. Первое, - испытания проводились на вертолёте Ка-27, у которо- го, как известно , есть ниж- нее остекление кабины. На вертолёте Ка-29 такого осте- кления нет. Следующий мо- мент, - испытатели не про- верили безопасность взлёта с разных точек вертолётной площадки. Так, например, на площадке находится, так называемый сплошной огра- ничительный брус, который, якобы, гарантирует безопас- ность при взлёте и посадке. На самом деле, это далеко не так! Если вертолёт произвёл посадку и при этом передние шасси упёрлись в ограничи- тельный брус, то расстояние между концами лопастей и грот-мачтой, установлен- ной на крыше ангара-гар- мошки, будет всего несколь- ко сантиметров! Мало того, эта грот-мачта установочно слегка наклонена в сторо- Сергей Георгиевич Горшков (13 (26) фев- раля 1910, Каменец-Подольский, Подоль- ская губерния, Российская империя - 13 мая 1988, Москва, РСФСР, СССР) - советский военачальник, флотоводец и организатор отечественного ракетно-ядерного флота, Адмирал Флота Советского Союза. Глав- нокомандующий ВМФ - заместитель Ми- нистра обороны СССР (1956-1985). Дваж- ды Герой Советского Союза (1965, 1982). Лауреат Ленинской премии (1985) и Госу- дарственной премии СССР (1980). Член ЦК КПСС (1961-1988). Депутат Верховного Со- вета СССР 4-11 созывов
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz