Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
104 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 105 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА УЧЕНИЯ «БРАТСТВО ПО ОРУЖИЮ -82» С лужба тем временем продол- жалась. Опять корабль. Я уже заместитель командира эскадрильи, штурман, как и положено, - помощ- ник штурмана эскадрильи. Побыва- ли на очередных учениях «Братство по оружию -82», посетили Болгарию. Сходили на берег, полюбовались на Золотые пески в Варне. В конце ок- тября пришли в Севастополь и ста- ли готовиться к переходу на Север. Надо было многих лётчиков про- контролировать по разным видам подготовки. Но 10 ноября 1982 г. скончался Леонид Ильич Брежнев, в стране начался национальный траур. Любые полёты во всех Воору- жённых Силах СССР были категори- чески запрещены, только дежурные силы, да и то, - только в экстренных случаях. Не могу точно сказать, кто с кем договорился и до какого уров- ня там дошли, но Министр обороны Д.Ф. Устинов в виде исключения, для подготовки экипажей, разре- шил единственным нам во всём Со- юзе провести лётную смену. И вот 12 ноября 1982 г., прямо с нача- лом разлёта, на спарке Ка-25 №70 произошла катастрофа. Командир экипажа Юрий Волков, инструктор Марсель Кабиев. Причина, - обрыв лопасти винта в полёте и мгновен- ная смерть всего экипажа. Как по- том показала судебно-медицинская экспертиза, смерть обоих наступи- ла через 0,3 секунды от момента начала развития события. Юра и Марсель взлетели и на «коробочке» между вторым и третьим разворо- том, прямо на траверзе корабля, вертолёт на виду у всех , мгновен- но превратился в обломки, которые упали в море. Я потом ещё долго хранил черновик плановой табли- цы, где я должен был контролиро- вать с разлёта В. Дроздова, но по- дошёл Марсель, - Фёдорыч! Давай я с разлёта проконтролирую своих пацанов Волкова и Костычева, а потом ты без выключения сядешь с Дроздовым! На том и порешили. А оно вон, как всё вышло. Как всё-таки было неприятно возвращаться домой с такими по- терями. Как и положено в таких случаях, понаехала комиссия по расследованию катастрофы. Попы- тались всю вину свалить на стар- шего техника вертолёта старшего прапорщика Лаптева Алексея Все- володовича. - Как так! Почему этот прапорщик, единственный в пол- ку, стоит на должности офицера? Им ответили, что Лаптев стоит на этой должности уже много лет, что он исключительно добросовестный, что он очень хорошо знает авиаци- онную технику, иной раз получше некоторых офицеров. - Ну это мы сейчас проверим!, сказала Комис- сия и утащила Лаптева в отдельную каюту проверять, как он знает вер- толёт. «Пытали « они его там часа че- тыре. Крутили и так и эдак! Вплоть до всяких зазоров и радиальных биений подшипников. Но Всево- лодович чётко отвечал на все вопросы и подтвердил своё знание авиационной техники. Члены Комиссии развели руками, - даже при предвзятом подходе к вопросу глубины знаний Лаптева, оценка - твёрдая «четвёрка». Запомнилось ещё то, как главный Замполит Авиации ВМФ собрал всех лётчиков в классе дежур- ных лётных экипажей и, особо не выбирая выраже- ний, начал на всех орать, - Какого хрена! Какой чёрт дёрнул вас летать, ког- да вся страна скорбит о кончине дорогого, всеми любимого Генерального секретаря ЦК КПСС, Мар- шала Советского Союза, Четырежды Героя Совет- ского Союза, Героя Соци- алистического Труда и так далее. Постоянно заводил и заводил себя. Затем его, видимо, переклинило и он проорал, - Что! Может у вас так принято, - летать по Праздникам? И, не заме- тив своей промашки насчёт «праздников», продолжал с пеной у рта доказывать, какие мы все никчёмные и что нас всех, вместе с нашими начальника- ми давно пора гнать сраной метлой из авиации! Один из старых штурманов, ко- торый в молодости служил с этим «деятелем» на Черноморском фло- те сказал, что у него с публичными выступлениями всегда были про- блемы. Так, например, выступая на митинге, посвящённому Дню Побе- ды, он ляпнул, что пора, наконец-то открутить голову всякой антифа- шистской сволочи! Ушли в последний полёт Кабиев М.Х., Волков Ю.Г. катастрофа 12 ноября 1982 г. Последний взлёт вертолёта Ка-25 №70 М. Кабиев, Ю.Волков, Чёрное море 12 ноября 1982 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz