Алексеев, В. В. Воспоминания корабельного летчика. Федор Федорович Сальков / Валерий Алексеев. – Москва : [б. и.], 2025. - 176 с. : ил.
102 ___________________________ _____________________________ ______________________________ __________________________ 103 Фёдор Сальков ВОСПОМИНАНИЯ КОРАБЕЛЬНОГО ЛЁТЧИКА КАК ПРАВИЛЬНО ПРОВОДИТЬ РАЗБОР ПОЛЁТОВ Т еперь хочу немного отвлечь- ся от своего повествования и провести коротенькое занятие с коллегами. Тема занятия, - Как пра- вильно проводить разбор полётов. Первое и основное, - Все офи- циальные разборы твоих полётов, хотя они тоже очень важны, не идут ни в какое сравнение с твоим лич- ным разбором! А поэтому, - вспомни поэтапно каждый свой полёт, толь- ко предельно честно! Зачем тебе от самого себя скрывать свои ошибки? Самое плохое может произойти, ког- да твои ошибки войдут в твою при- вычку и ты их, просто, перестанешь замечать. Научись самым подроб- ным, тщательным образом видеть свои ошибки, вплоть до самокопа- ния! Возьми себе в привычку идти по пути , - ОШИБКА , ПРИЧИ- НА , СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ. И вот на способ устранения брось все свои силы и только тогда будет результат! Давай рассмотрим пример, взлёт с корабля. Итак, - взлетел со смещением, не выдержи- ваю место висения. Причина, - не учитываю ветровые усло- вия на палубе, не своевремен- но отслеживаю и реагирую на качку корабля. Задай себе во- прос, - Какая качка? Борто- вая, килевая, дифферент на нос, дифферент на корму? А если сложная качка, одновремен- ный бортовой крен с дифферентом на нос? Сядь в кабину вертолёта, возьмись за ручку и шаг, поставь ноги на педали, закрой глаза и мыс- ленно себе представь, вот я начал поднимать шаг, корабль в это вре- мя стал крениться на правый борт и зарываться носом. Я действую так, -ручку чуть влево, а раз зарывает- ся на нос, значит полётная палуба пошла в верх, оптимальные усло- вия для взлёта! Вот, примерно, так ! Отработай взаимодействие в эки- паже. Слушай подсказки штурма- на! Навсегда запомнил свои первые посадки на корабль на ходу. Захо- дим на посадку. Штурман, - Гаси скорость! Я, - Не учи! Нечипоренко, - Штурман не учит, штурман под- сказывает! Скажу честно, мне ста- ло стыдно! Подумалось тогда, - Ведь мы один экипаж, штурман ведь также рискует как и я. Уже потом, имея за плечами не одну тысячу по- садок и штук шесть совмест- ных боевых служб, сидя в ресторане города Севасто- поля, я напомнил Володе про тот случай. И, слегка рассла- бленный штурман, сказал, - Знаешь, командир, тогда я тебе и подсказывал, потому что ты ещё учился! А сейчас, что тебя учить? Я смотрю, тебе по хрен, где сидеть, - в ресторане или в кабине вер- толёта, который ночью за- ходит на корабль в качку. И тут и там ты чувствуешь себя вполне уверенно! Это была главная похвала моего штурмана. Надеюсь, что немного просве- тил наших уважаемых корабельных пилотов в вопросе проведения раз- бора полётов. Ещё раз хочу напом- нить, что главное при этом, - быть предельно честным насчёт своих ошибок. Разбери их все «по косточ- кам», а если что-то не понятно, не стесняйся, спроси у более опытных лётчиков. Вспоминается ещё один случай. Выполняли полёты на вы- дачу целеуказания для ракетного крейсера, сейчас уже и не вспомню, то ли «Вице-адмирал Дрозд», то ли «Адмирал Зозуля». Но, это не так уж и важно. Главное, это ночь, плохая погода и бортовая качка корабля. А на всех ракетных крейсерах такого проекта высота полётной палубы от воды всего 2,5 метра. В общем , как в песне, - А волны и стонут и плачут и бьются о борт корабля. А наши волны не только бились о борт кора- бля, но и ещё, периодически, пере- катывались через вертолётную пло- щадку. Вторым экипажем со мной был Володя Демидов, к сожалению, недавно покинувший нас. Необхо- димо было выполнить два вылета, я сделал первый вылет. Начали го- товить вертолёт к повторному вы- лету. И тут ко мне подходит Воло- дя и говорит, - Командир! Смотри, какая погода ! Хочу честно сказать, - чувствую, что не потяну! Может не будем испытывать судьбу? Сле- таешь вместо меня? Да какой там разговор, конечно слетаю! Я сделал второй вылет, успешно выдали це- леуказание, корабль по нашим дан- ным произвёл пуск ракет на оценку «отлично». А Вовку Демидова после этого случая я зауважал ещё боль- ше! Ведь в данной ситуации лётчик трезво оценил свои возможности, не стал идти на сделку с совестью и честно об этом доложил командиру. В дальнейшем Володя стал одним из лучших лётчиков палубной авиации и решал многие задачи с различных кораблей. Земля тебе небом, Володя!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz