Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности нет, особое значение, всё-таки, должно придаваться правильному обучению лёт чиков технике энергичного пилотирова ния на основе уже достаточно «испытан ных» летными происшествиями, гаранти рованно безопасных угловых скоростей и положительных перегрузок, вполне доста точных для хорошего решения на любом вертолёте любых пилотажных проблем в любой воздушной обстановке. Своев ременным уменьшением общего шага и увеличением скорости полёта (не более максимально допустимой) научить пре дотвращать срывные явления на лопастях в критических динамических ситуациях вынужденного сложного пилотажа. Нау чить учитывать связь динамики маневра с самопроизвольным, автоматическим из менением углов атаки лопастей. Научить сообразовывать свои действия с текущей высотой полёта. Лётчиков, при освоении ими сво ей профессии, учат многое уметь делать безошибочно по ощущениям и глазомер но, примерно так, как это всегда делают птицы. Поэтому предельной величиной угловой скорости манёвров и перегрузкой можно хорошо пользоваться и без специ ального прибора. В этом случае играет важную роль индивидуальный стиль пи лотирования, как говорят, почерк лётчика. Никогда не нужно неосознанно изменять своей манере (куда входит и личное, усво енное под руководством инструктора и за крепленное в последующих полётах пред ставление о пилотажных возможностях твоего вертолёта), даже если тебя очень попросили или за твоим полётом наблю дает высокое начальство, или обстановка провоцирует на не продуманные соревно вательные поступки. Хочется сказать. Лётчики! Будь те осторожны, не губите себя и своих товарищей по пустякам. Именно так выглядят жертвы тех, кто не мог соиз мерять свои спонтанные порывы и дей ствия в воздухе с возможностями своих вертолётов. Смелость, основанная на недостаточных знаниях это с любыми натяжками далеко не доблесть. В далёком детстве я очень переживал, что пришлось родиться слишком поздно. Все важные дела взрослые уже сделали, всё пооткрывали, всё совершили, а я не успел даже на войну с немцами. Потом, чем больше работал и вникал в авиаци онные проблемы, тем чаще сталкивался с подменой насущных дел технической политикой, рекламой, со всяческой маски ровкой случаев несостоятельности на раз личных уровнях. В общем, практически всё время пришлось с чем-нибудь сталки ваться и «воевать» не только с окружаю щей природой. С природой, пожалуй, не воевать нужно, а изучать и приспосабли ваться, но, как говорится: «Хрен редьки не слаще». Всё равно вокруг было много жертв. В самом начале моей испытатель ной деятельности на фирме практически одновременно случились две катастрофы. Упал огромный вертолёт-винтокрыл Ка- 22 и маленький Ка-15. Какое-то время, на аэродроме, сразу же после проходной приходилось проходить мимо девяти гро бов своих товарищей. Тяжелейшая обста новка похорон навевала мысль о том, что лучше бы я сам был с ними к моменту их гибели. Нет, не для того чтобы тоже погиб нуть, а казалось, что сумел бы как-нибудь выкрутиться и спасти товарищей. Ещё в армии вынужденно, но относительно благополучно приземлился на вершины таёжных сосен под городом Братском. Тогда мои ни экипаж, ни военные пасса жиры не пострадали. В меня, тогда ещё молодого и не опытного, это вселяло не которую переоценку своих возможностей. Убеждён, что если Ка-22 рухнул на землю по причине конструктивных просчётов и, поэтому невзирая на высокий профес- 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz