Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности нет, особое значение, всё-таки, должно придаваться правильному обучению лёт­ чиков технике энергичного пилотирова­ ния на основе уже достаточно «испытан­ ных» летными происшествиями, гаранти­ рованно безопасных угловых скоростей и положительных перегрузок, вполне доста­ точных для хорошего решения на любом вертолёте любых пилотажных проблем в любой воздушной обстановке. Своев­ ременным уменьшением общего шага и увеличением скорости полёта (не более максимально допустимой) научить пре­ дотвращать срывные явления на лопастях в критических динамических ситуациях вынужденного сложного пилотажа. Нау­ чить учитывать связь динамики маневра с самопроизвольным, автоматическим из­ менением углов атаки лопастей. Научить сообразовывать свои действия с текущей высотой полёта. Лётчиков, при освоении ими сво­ ей профессии, учат многое уметь делать безошибочно по ощущениям и глазомер­ но, примерно так, как это всегда делают птицы. Поэтому предельной величиной угловой скорости манёвров и перегрузкой можно хорошо пользоваться и без специ­ ального прибора. В этом случае играет важную роль индивидуальный стиль пи­ лотирования, как говорят, почерк лётчика. Никогда не нужно неосознанно изменять своей манере (куда входит и личное, усво­ енное под руководством инструктора и за­ крепленное в последующих полётах пред­ ставление о пилотажных возможностях твоего вертолёта), даже если тебя очень попросили или за твоим полётом наблю­ дает высокое начальство, или обстановка провоцирует на не продуманные соревно­ вательные поступки. Хочется сказать. Лётчики! Будь­ те осторожны, не губите себя и своих товарищей по пустякам. Именно так выглядят жертвы тех, кто не мог соиз­ мерять свои спонтанные порывы и дей­ ствия в воздухе с возможностями своих вертолётов. Смелость, основанная на недостаточных знаниях это с любыми натяжками далеко не доблесть. В далёком детстве я очень переживал, что пришлось родиться слишком поздно. Все важные дела взрослые уже сделали, всё пооткрывали, всё совершили, а я не успел даже на войну с немцами. Потом, чем больше работал и вникал в авиаци­ онные проблемы, тем чаще сталкивался с подменой насущных дел технической политикой, рекламой, со всяческой маски­ ровкой случаев несостоятельности на раз­ личных уровнях. В общем, практически всё время пришлось с чем-нибудь сталки­ ваться и «воевать» не только с окружаю­ щей природой. С природой, пожалуй, не воевать нужно, а изучать и приспосабли­ ваться, но, как говорится: «Хрен редьки не слаще». Всё равно вокруг было много жертв. В самом начале моей испытатель­ ной деятельности на фирме практически одновременно случились две катастрофы. Упал огромный вертолёт-винтокрыл Ка- 22 и маленький Ка-15. Какое-то время, на аэродроме, сразу же после проходной приходилось проходить мимо девяти гро­ бов своих товарищей. Тяжелейшая обста­ новка похорон навевала мысль о том, что лучше бы я сам был с ними к моменту их гибели. Нет, не для того чтобы тоже погиб­ нуть, а казалось, что сумел бы как-нибудь выкрутиться и спасти товарищей. Ещё в армии вынужденно, но относительно благополучно приземлился на вершины таёжных сосен под городом Братском. Тогда мои ни экипаж, ни военные пасса­ жиры не пострадали. В меня, тогда ещё молодого и не опытного, это вселяло не­ которую переоценку своих возможностей. Убеждён, что если Ка-22 рухнул на землю по причине конструктивных просчётов и, поэтому невзирая на высокий профес- 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz