Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев_ жа, которое неизбежно обратило бы на себя внимание специалистов закономер ностями паразитных «не санкционирован ных лётчиком» отклонений в зависимости от направления прямого энергичного пи лотирования. Теоретически же разобрать ся во всем этом, возможно, мешает неуме ние одновременно видеть свои действия (или чужие) в одном измерении, а вполне закономерный результат в другом. Я потому много говорю об одновин товых вертолётах, что они, из-за большого парка в стране и, пройдя самое серьезное и бескомпромиссное летное испытание боем, где лётчики вынуждены иногда пи лотировать резко и энергично, выполняя противозенитные маневры, наломали мно го дров, которые во многих случаях легко, но не верно можно списывать на противо действия противника. Поэтому очень на деюсь, что именно эти бестолковые поте ри заставят специалистов и лётчиков в том числе, быстрее оставить свои амбиции и исправить неблагополучную для безопас ности полётов сложившуюся ситуацию. На соосных вертолётах, положение в принципе такое же. Статистика специфи ческого рода происшествий из-за сравни тельно малого количества этих аппаратов пока небольшая и может ошибочно ко му-то показаться приемлемой. Необхо димо сказать, что в результате длинной исторической борьбы со сближением и схлестыванием лопастей, фирма Камова сумела подобрать, пожалуй, самые опти мальные, в сравнении со всеми другими типами вертолётов, геометрические и аэ родинамические параметры несущей си стемы. Но одними этими мерами, не учи тывая опасность сочетания энергичного маневра с вероятностью закритических углов атаки на лопастях, случаи схлёсты вания всё равно предотвратить полностью не удастся. Сейчас эти вертолёты способ ны выполнять маневры в более высоком 94 ____________________ темпе чем одновинтовые, но при этом встречные паразитные отклонения несу щих винтов не оставляют несбалансиро ванных моментов на фюзеляже и не могут быть замечены даже самыми притязатель ными лётчиками если только они не уме ют визуально оценивать это по поведению видимых контуров концов лопастей. Без думное, раз за разом, увеличивание угло вой скорости даже короткого маневра (в пределах разрешенных величин кренов и тангажей), чего современные инструкции не воспрещают, а вертолёт позволяет, в со четании с сейчас неконтролируемыми лёт чиком срывными явлениями на лопастях рано или поздно, обязательно приведет к летному происшествию. Как я уже выше писал, потенциаль ные возможности прецессионных момен тов настолько высоки, что бороться с ними конструктивно, не проведя предваритель ных, серьёзных исследований, а используя только весьма ограниченные, аэродина мические возможности лопастей, сейчас, видимо, бесперспективно. Скорее всего, нужно научить лётчиков правильному пониманию физики работы лопастей НВ, отразить это в руководствах по лётной экс плуатации, создать прибор для обеспечи вания в кабинах возможность надежного контроля запаса углов атаки лопастей до их критического состояния. Это позво лило бы лётчикам своевременно и верно дозировать свои действия органами управ ления, выполняя энергичное маневрирова ние на границах допустимого в различных сочетаниях пилотажных обстоятельств. С использованием бортовых компью теров эту проблему можно решить так, чтобы не сковывать лётчиков даже на про тивозенитных маневрах (всегда найдут ся и подскажутся компьютером наиболее приемлемые формы запредельного пило тажа, запрограммированные для этих слу чаев заблаговременно). Пока этого ничего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz