Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ближении, как единого целого в сторону обозначенную ручкой. При этом тарелка автомата перекоса, при неподвижной руч­ ке управления, воздействует на углы атак лопастей так, чтобы заданное положение плоскости вращения НВ относительно фюзеляжа сохранялось неизменным. И вместе с этим, из-за изменения углового положения в пространстве фюзеляжа, та­ релка прямо воздействует на углы атак ло­ пастей НВ, стремящегося по первому за­ кону Ньютона сохранять ориентацию пло­ скости своего вращения в пространстве. Другими словами, ручка управляет только положением НВ относительно фюзеляжа, а фюзеляж в зависимости от этого, так же как и ручка, но уже без Юрьевского учё­ та прецессии, управляет поведением НВ в пространстве. Поэтому, плоскость враще­ ния, изменяя своё угловое положение вме­ сте с фюзеляжем одновременно прецесси- рует ещё под 90° в сторону вращения, но уже по отношению к направлению манев­ ра. Вот эта вторичная, хорошо замаскиро­ вавшись от наших лётчиков, и повела их к потерям, когда они, беспредельно поверив в вертолётную технику, стали бурно рас­ ширять области и методы её применения, а при пилотировании применять сверхма­ неврирование, возможно и вынужденное окружающими обстоятельствами, скажем, боевыми. В июне 1995 года я об этом писал в журнале «Армейский сборник». Молча­ ливая реакция администрации, говорящая об отсутствии интереса или непонимании, а главное продолжившиеся, закономерные в такой обстановке, специфические ката­ строфы вертолётов заставили меня снова возвращаться к этой теме с некоторым расширением анализа. Мне кажется, что всё выше написан­ ное о прецессии может быть ещё не очень понятным читателям в свете современных не простых официальных учебных объяс­ 92 ____________________ нении, но в силу важности этой темы для лётчиков-вертолётчиков считаю не лиш­ ним коснуться некоторых физических мо­ ментов для размышлений. Дальнейшие мои разъяснения содер­ жат несколько «если». Если при насиль­ ственном изменении плоскости вращения какой-то массы препятствовать прецес­ сионному её отклонению, то неизбежно почувствуешь силу реакции, величина ко­ торой зависит от величины вращающейся массы, от угловой скорости её вращения и, главное, от величины угловой скоро­ сти насильственного изменения плоско­ сти вращения, т.е. величины приложенной перпендикулярной силы. Если перпенди­ кулярной силой мгновенно изменить пло­ скость вращения массы на 90°, то обороты и скорость вращения так же мгновенно упадут до 0, а вся энергия массы перей­ дет в реакцию, т.е. так же как при ударе массы о стенку. При меньших скоростях изменения плоскости вращения сила ре­ акции пропорционально уменьшится, но применительно к пилотажным возмож­ ностям вертолётов останется достаточно большой. Дальше реакцию прецессии на возму­ щающую силу буду называть прецессион­ ным моментом. В полёте всяким случайным, не санк­ ционированным управлением лётчика от­ клонениям лопастей, в том числе и зама­ скировавшимся прецессионным, препят­ ствует специальное устройство - регуля­ тор взмаха. Но если случайное отклонение лопасти регулятор взмаха останавливает и возвращает в исходное положение, то пре­ цессионное только останавливает на вели­ чине отклонения, где момент аэродинами­ ческой компенсации становится равным прецессионному. Если маневр долгий и по­ стоянный, то и прецессионное отклонение НВ будет столь же долгим и постоянным. Полное возвращение лопасти в исходное

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz