Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности Законы Ньютона Л 1 ІІ ж Исаак Ньютон Х очу рассказать об удивительном и весьма опасном просчёте в тео рии и практике управления вертолётами в воздухе, в котором сейчас оказались наши лётчики. Рассматривая физику вращаю щегося несущего винта (НВ) как массы согласно известным законам природы рас крытым и сформулированным Ньютоном (первый - о стремлении массы сохранять своё движение прямолинейным и равно мерным; второй - сила, действующая на тело равна массе тела на его ускорение; третий - всякое действие на тело равно противодействию), мы, при насильствен ном (по воле лётчика) изменении пло скости вращения НВ в полёте, неизбежно сталкиваемся с реакцией вращающейся массы в виде, так называемой, прецессии. Вот эта обязательная производная упомя нутых законов природы странным обра зом выпала из поля зрения специалистов - вертолётчиков. Поэтому и инструкции по технике пилотирования всех без исклю чения вертолётов не содержат ни ограни чений, ни предупреждений связанных со специфическими особенностями прецес- сирующего НВ, а абсолютное большин ство лётчиков, не владея теорией этого явления, самостоятельно не могут опреде лить границу и меру опасности такого не учета в маневренном полёте. Следствием явился длинный ряд катастроф и трудные потуги аварийных комиссий с неверны ми выводами, по сути, не закрывающими путь к последующим летным происше ствиям по одной и той же причине. На первый взгляд, кажется и здравая логика подсказывает, что для верного по нимания всего происходящего с НВ в по лёте, анализ необходимо начинать, прежде всего, с изучения по законам принятым в механике поведения лопастей просто как вращающихся масс, подверженных воз действию различных сил. И только после рассматривать аэродинамику в приклад ном её значении, т.е. как источник кон кретных сил действующих на этот враща ющийся механизм. К сожалению, пони мание некоторыми специалистами науки Аэродинамики НВ оказалось настолько самостоятельным и обособленным, что чисто механическое прецессионное по ведение лопастей в маневренном полёте они готовы объяснять только аэродинами ческими рассуждениями и расчетами. На деле это иногда очень похоже на подгон ку результатов расчета под полученные в воздухе объективные параметры, а в тех случаях, когда это сделать невозможно, 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz