Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности Законы Ньютона Л 1 ІІ ж Исаак Ньютон Х очу рассказать об удивительном и весьма опасном просчёте в тео­ рии и практике управления вертолётами в воздухе, в котором сейчас оказались наши лётчики. Рассматривая физику вращаю­ щегося несущего винта (НВ) как массы согласно известным законам природы рас­ крытым и сформулированным Ньютоном (первый - о стремлении массы сохранять своё движение прямолинейным и равно­ мерным; второй - сила, действующая на тело равна массе тела на его ускорение; третий - всякое действие на тело равно противодействию), мы, при насильствен­ ном (по воле лётчика) изменении пло­ скости вращения НВ в полёте, неизбежно сталкиваемся с реакцией вращающейся массы в виде, так называемой, прецессии. Вот эта обязательная производная упомя­ нутых законов природы странным обра­ зом выпала из поля зрения специалистов - вертолётчиков. Поэтому и инструкции по технике пилотирования всех без исклю­ чения вертолётов не содержат ни ограни­ чений, ни предупреждений связанных со специфическими особенностями прецес- сирующего НВ, а абсолютное большин­ ство лётчиков, не владея теорией этого явления, самостоятельно не могут опреде­ лить границу и меру опасности такого не учета в маневренном полёте. Следствием явился длинный ряд катастроф и трудные потуги аварийных комиссий с неверны­ ми выводами, по сути, не закрывающими путь к последующим летным происше­ ствиям по одной и той же причине. На первый взгляд, кажется и здравая логика подсказывает, что для верного по­ нимания всего происходящего с НВ в по­ лёте, анализ необходимо начинать, прежде всего, с изучения по законам принятым в механике поведения лопастей просто как вращающихся масс, подверженных воз­ действию различных сил. И только после рассматривать аэродинамику в приклад­ ном её значении, т.е. как источник кон­ кретных сил действующих на этот враща­ ющийся механизм. К сожалению, пони­ мание некоторыми специалистами науки Аэродинамики НВ оказалось настолько самостоятельным и обособленным, что чисто механическое прецессионное по­ ведение лопастей в маневренном полёте они готовы объяснять только аэродинами­ ческими рассуждениями и расчетами. На деле это иногда очень похоже на подгон­ ку результатов расчета под полученные в воздухе объективные параметры, а в тех случаях, когда это сделать невозможно, 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz