Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ный сбор, анализ и доведение до лётчиков передового пилотажного лётного опыта и, прежде всего, испытательного, нужны передовые прикладные знания. На фирме такая работа, после гибели старшего лёт- чика-испытателя Д.К. Ефремова, оконча­ тельно утратила признаки организованно­ сти. Если Ефремов в свободное от своих полётов время в приказном порядке за­ ставлял лётчиков учиться и учил их в кон­ трольных полётах сам, то после него, они как будто принципиально, друг друга уже не слушали. А разрозненная, но крайне необходимая летная информация как раз и находилась друг в друге. Как говорится, каждый стал вариться в собственном соку. Каждый стал обладателем своего лично­ го, порой уникального, лётного опыта, но далеко не номинальной полноты. В этих условиях работа любого лётчика, если он не занимался исправлением обстановки в личном плане, неизбежно складывалась, как из блестящих побед и достижений, так и из «неожиданных» ошибок с возможны­ ми последствиями любой тяжести. Я уже об этом говорил. В летном обиходе вза­ мен необходимого, достаточной глубины, анализа начинало придаваться значение странным, для организованности, поняти­ ям, таким как «повезло» или «не повезло». Женя был невероятно упорен даже в своих заблуждениях. Однажды я был вы­ нужден, спасая первый опытный Ка-27 (тяжёлый противолодочный вертолёт) от разрушения земным резонансом, действо­ вать органами управления нестандартным образом (не так, как требовала инструк­ ция). Нужно сказать, что это единственный вертолёт в мире, который не может быть благополучно выведен из резонанса даже очень своевременными общепринятыми действиями, а с другой стороны, нет вер­ толёта, который выходил бы проще и без­ опаснее, чем Ка-27 способом найденным и применённым мной. Ларюшин этому не поверил. После того, как на серийном заводе г. Кумертау старым методом вы­ вода был поломан вертолёт и погиб один человек, на фирме вновь начались интен­ сивные исследования земного резонанса. Резонанс прекращали уже новым спосо­ бом, но зная характер Жени я предупредил ведущего инженера Б.П. Соболь о том, что Ларюшин когда-нибудь обязательно будет самовольно пробовать старый метод и с гарантией поломает вертолёт. Когда этот момент наступил, Женя наглядно, но доро­ гой ценой, наконец, убедился в негодности старого метода именно для этого вертолё­ та. «Земной резонанс» - штука ковар­ ная. Он может возникать на любых вер­ толётах с шарнирной подвеской лопастей (в том числе и на одновинтовых), если, по каким-либо причинам, шарниры или амортизационные стойки шасси изменят свою работоспособность. Любой лётчик должен быть заранее готов только к пра­ вильным действиям при этом. Задержки, промедления или ошибки чреваты тяжки­ ми потерями. Есть очень распространенная разно­ видность самолюбия, которая выстраи­ вает мощные барьеры на пути признания своих ошибок перед товарищами, барье­ ры, не позволяющие посмеяться самому над собой, что весьма плохо отражается на процессах извлечения всяческого опы­ та для надежного личного самосовершен­ ствования. Было и это. Хотя в отношениях с Камовым Женя эти барьеры умел пере­ шагивать. Очень незаурядным характером обладал Евгений Иванович, не всегда оди­ наковым, не всегда предсказуемым. Я пока слегка раскрываю некоторые личностные факторы, которые могли из­ далека привести Ларюшина к тому злопо­ лучному полёту 3 апреля, но их всё равно 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz