Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ный сбор, анализ и доведение до лётчиков передового пилотажного лётного опыта и, прежде всего, испытательного, нужны передовые прикладные знания. На фирме такая работа, после гибели старшего лёт- чика-испытателя Д.К. Ефремова, оконча тельно утратила признаки организованно сти. Если Ефремов в свободное от своих полётов время в приказном порядке за ставлял лётчиков учиться и учил их в кон трольных полётах сам, то после него, они как будто принципиально, друг друга уже не слушали. А разрозненная, но крайне необходимая летная информация как раз и находилась друг в друге. Как говорится, каждый стал вариться в собственном соку. Каждый стал обладателем своего лично го, порой уникального, лётного опыта, но далеко не номинальной полноты. В этих условиях работа любого лётчика, если он не занимался исправлением обстановки в личном плане, неизбежно складывалась, как из блестящих побед и достижений, так и из «неожиданных» ошибок с возможны ми последствиями любой тяжести. Я уже об этом говорил. В летном обиходе вза мен необходимого, достаточной глубины, анализа начинало придаваться значение странным, для организованности, поняти ям, таким как «повезло» или «не повезло». Женя был невероятно упорен даже в своих заблуждениях. Однажды я был вы нужден, спасая первый опытный Ка-27 (тяжёлый противолодочный вертолёт) от разрушения земным резонансом, действо вать органами управления нестандартным образом (не так, как требовала инструк ция). Нужно сказать, что это единственный вертолёт в мире, который не может быть благополучно выведен из резонанса даже очень своевременными общепринятыми действиями, а с другой стороны, нет вер толёта, который выходил бы проще и без опаснее, чем Ка-27 способом найденным и применённым мной. Ларюшин этому не поверил. После того, как на серийном заводе г. Кумертау старым методом вы вода был поломан вертолёт и погиб один человек, на фирме вновь начались интен сивные исследования земного резонанса. Резонанс прекращали уже новым спосо бом, но зная характер Жени я предупредил ведущего инженера Б.П. Соболь о том, что Ларюшин когда-нибудь обязательно будет самовольно пробовать старый метод и с гарантией поломает вертолёт. Когда этот момент наступил, Женя наглядно, но доро гой ценой, наконец, убедился в негодности старого метода именно для этого вертолё та. «Земной резонанс» - штука ковар ная. Он может возникать на любых вер толётах с шарнирной подвеской лопастей (в том числе и на одновинтовых), если, по каким-либо причинам, шарниры или амортизационные стойки шасси изменят свою работоспособность. Любой лётчик должен быть заранее готов только к пра вильным действиям при этом. Задержки, промедления или ошибки чреваты тяжки ми потерями. Есть очень распространенная разно видность самолюбия, которая выстраи вает мощные барьеры на пути признания своих ошибок перед товарищами, барье ры, не позволяющие посмеяться самому над собой, что весьма плохо отражается на процессах извлечения всяческого опы та для надежного личного самосовершен ствования. Было и это. Хотя в отношениях с Камовым Женя эти барьеры умел пере шагивать. Очень незаурядным характером обладал Евгений Иванович, не всегда оди наковым, не всегда предсказуемым. Я пока слегка раскрываю некоторые личностные факторы, которые могли из далека привести Ларюшина к тому злопо лучному полёту 3 апреля, но их всё равно 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz