Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности готовке и в самом этом полёте на Женю, начиная с недостаточного предваритель ного исследования и изучения влияния величины исходного режима двигателей на характер падения оборотов НВ после их выключения (кстати сказать, заданием лётчику предлагалось оценить поведение вертолёта после выключения, т.е. как бы не спешить со сбросом ОШ), то далеко не многие из этого вышли бы живыми. Другое дело, что ни один из них не выпол нил бы ни одного неквалифицированного лётного совета или указания, даже если бы они исходили от самого президента Академии Наук. Этот случай опять же говорит об огромном летном потенциале молодого, но ещё неопытного лётчика-ис- пытателя. Сумбурный полёт сразу закрыл многие, бывшие неясными, технические проблемные вопросы, но ценой, случайно не случившейся катастрофы. Стало ясно, что лётчика легко и безответственно на это толкали, а он, так же безответственно на это пошел. Только беспредельная мера ответственности за возможное лишение жизни члена своего экипажа (бортмехани ка) и своей, всё же, оставалась за одним лётчиком, это необходимо иметь в виду всегда. Черты характера взрослого человека имеют свойства заметной устойчивости, и это очень хорошо пока речь идёт о по ложительных неопасных применитель но к лётной профессии. В течение своей достаточно длительной лётной практики мне неоднократно приходилось быть сви детелем того, как обнаружившийся у лёт чика конкретный недостаток, маленький и безобидный на первый взгляд, рано или поздно делал своё черное дело. Чтобы ис править в себе что-нибудь, прежде всего это самое нужно самому в себе видеть, а, как показывает опыт человечества, каче ство это встречается очень редко. Евге ний Иванович, проанализировав причины своего неудачного с точки зрения лётного профессионализма полёта (удачного с точ ки зрения руководства), пришел на следу ющий день к Камову и сказал: «Я сам и один виноват в случившемся. Если Вы мне доверите, то снова полечу и сделаю всё правильно». Руководство было пора жено честным н видимо неожиданным для него признанием. Доверили. Женя по летел и сделал. Конструкция вертолёта изменений не потребовала. Потом, у Жени, было много слож ных заданий и полётов. Это и реальный флаттер лопастей несущего винта Ка-15 в воздухе, это и исследование возможности благополучного приземления с режима висения при отказе одного из двигателей на Ка-25, это и посадки ночью на палубу движущегося корабля при бортовой качке до ±10°, это и первый полёт нового про тиволодочного тяжелого вертолёта Ка-27 и многое другое. Но хочется познакомить читателя с некоторыми серьезными, на мой взгляд, недостатками организации на шей лётной работы, которые прямо и не посредственно влияли на судьбы каждого из нас, лётчиков. Профессиональный уровень любого лётчика это, прежде всего, продукт ос мысленного им (по способности) коллек тивного обобщенного опыта огромного количества его предшественников. Это теория и практика в системе обучения, это умение видеть связь теоретических представлений с ощущениями в реаль ных своих полётах, это, в конечном сче те, умение правильно предвидеть про должение и развитие текущей ситуа ции. Но в испытательной работе, когда многое делается впервые, вышеизложен ных качеств недостаточно для верной оценки созревающих обстоятельств. Становится остро необходимым постоян- 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz