Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ ковиков (главный конструктор). Лётчиком неизменно был Ларюшин. При огромном количестве преднамеренно вызванных резонансов и выходов из них, им не было поломано ни одного Ка-25, что собствен но и позволяло специалистам проводить многочисленные эксперименты в поисках правильного конструктивного решения. Известно, что в авиации нет мелочей. В испытательной работе смысл и значение этого лозунга увеличиваются многократ но. В перечне проводимых плановых ис пытаний наступил момент выполнения (впервые на Ка-25) выключения в полёте одновременно двух двигателей, снижения на режиме авторотации несущего винта, или, как ещё говорят, на его самовращении и приземления с пробегом по самолётно му. Отличный лётчик, но в вопросах мето дик лётных испытаний ещё не дока, Женя во многом, касающемся непосредственно лётных дел, безоглядно и поэтому опасно полагался на авторитетное наше руковод ство, достигшее своих высот отнюдь не на летном поприще. С математической достоверностью можно утверждать, что если профессионал допускает прямое вли яние на своё дело мастера совсем другой специальности, то упущения, ошибки и разочарования у первого неизбежны. За день до начала испытания на аэродром приехали Камов и Эрлих. Главная суть их длинного разговора с Ларюшиным, как я понял из услышанного, заключалась в том, чтобы подготовить его психику, укрепить знания, нацеленные на предстоящий по лёт, успокоить его и успокоить самих себя. В конце прозвучала фраза: «По расчетам вертолёт с гарантией способен выполнить все режимы, предусмотренные програм мой полёта, нужно только решиться вы ключить сразу оба двигателя». Я видел, как после этой встречи у Жени маска лица лётчика, обремененного подготовкой к выполнению сложного полётного зада ния, преждевременно сменилась на лицо уже успешно выполнившего его. А нау тро, над центром аэродрома, набрав 1500 метров и выключив с помощью бортме ханика Маденова сразу оба двигателя на высоком режиме горизонтального полёта, Женя недопустимо задержался со сбросом рычага общего шага. Теряя обороты НВ и высоту, вертолёт самопроизвольно стал опускать нос. Падение оборотов удалось остановить на 60 процентах от рекомен дованных, а затем начался медленный их рост при пикировании со скоростью 320 км/ч на, быстро приближающуюся, зем лю. Винты, наконец, раскрутились, но ни кто заранее не знал, что нормальная авто ротация на этом вертолёте выполняется на гораздо большем общем шаге, чем полный его сброс. Поэтому обороты увеличились намного больше допустимых (до 125%). Когда, в конце концов, параметрами без- двигательного полёта (по существу, паде ния), удалось управлять, оказалось, что аэ родром несколько в стороне, а высота уже недостаточна для нормального исправле ния расчета на посадку. Низко перескочив через деревья, пришлось приземляться на большой скорости поперек посадочной полосы. Поломав основное шасси, верто лёт на фюзеляже и передних колесах пере мещался по земле около ста метров. Даже уже на земле, на пробеге экипаж продол жал подвергаться смертельной опасности из-за очень вероятной поломки хотя бы одной стойки переднего шасси, что неиз бежно привело бы к опрокидыванию и ку вырканию вертолёта. Опытные лётчики знают, что ошибки в полёте гораздо проще не до пускать, чем потом исправлять их, но если этих лётчиков всё же обременить пе речнем ошибок, которые выпали при под- 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz