Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности случае проявились и выдержка, и целеу стремленность, и находчивость его, как командира экипажа и как бывшего лётчи- ка-штурмана, а все получили возможность и сейчас видеть уникальные кинокадры красивого парадного прохода полного строя камовских вертолётов во главе с ги гантом винтокрылом Ка-22. К лётчикам-испытателям опытных заводов при конструкторских бюро (КБ) авиационная жизнь предъявляет особые требования. Замысел главного конструк тора и особенно его реализация никогда не бывают совершенными сразу. Кроме того, у вложившего в своё детище все свои зна ния и умение, вполне может стираться гра ница между желаемым и действительным. Если лётчик этого не знает и не учитывает, то его работа сразу становится чрезвы чайно опасной. В идеале лётчик должен своевременно и обязательно раскрывать не только ошибки в конструкциях опыт ных аппаратов, но и в авиационных пред ставлениях нелётных специалистов КБ (к сожалению, такое случается не редко), но никак не ценой жизней своих товарищей или своей. Эти случаи не боевые и обяза ны разрешаться только соответствующим уровнем знаний. Вертолёт Ка-25 сделал уже несколько десятков полётов. Жене помогала отто ченная ещё на Ка-15 техника пилотирова ния при приземлении весьма склонного к «земному резонансу» этого летательного аппарата. Фирму поджимали сроки и обя зательства, это бывало всегда, но не всегда безобидно, без ущерба. Для оценочного облета сырого опытного вертолёта из ЛИИ приглашается знаменитый Юрий Алек сандрович Гарнаев. Выполнив с Ларю- шиным полёт по кругу, для знакомства с особенностями нового для него вертолёта, подержавшись сбоку с правого сидения за ручку (управление осуществлялось толь ко с левого сидения), Гарнаев ушел в са мостоятельный полёт. Всё было отлично, кроме завершающего этапа приземления. Вертолёт видимо почувствовал, что управ ление взяли другие руки и ответил на это, как норовистый конь свирепейшим «зем ным резонансом». После окончания ШЛИ, я к этому мо менту был уже на фирме и вместе с Д.К. Ефремовым (старшим лётчиком), нахо дясь вблизи посадочной площадки, наблю дал за этим полётом. Вертолёт, как обыч но, плавно приземлялся. Вдруг Дмитрий Константинович с возгласом: «Что сейчас будет!» - резво устремился за домик. Я, ничего непонимающий, успел заметить его встревоженный глаз, выглядывающий из-за угла, повернулся к посадочной пло щадке и только тогда всё понял, увидев дрожащий, в судорогах разваливающий ся, заваливающийся на бок вертолёт. От него с визгом и шуршанием разлетались какие-то детали. Убегать было поздно и более опасно, чем стоять на одном месте. Из поломанного вертолёта самостоятель но выбрались несколько бледный Гарнаев и пунцовый бортмеханик Маденов. Так я впервые познакомился с этим грозным яв лением, а Женя, конечно же, чувствовал за вертолётом такую способность, но не умел ещё принципиально объяснить Камову свои опасения, чем невольно подставил своих товарищей. К великому сожалению, в нашей работе иногда только происше ствия приводят к пониманию руковод ством о необходимости конструктивных изменений. Нужно сказать, что начавши еся интенсивные испытания на «земной резонанс» и многочисленные в связи с этим изменения конструкции шасси, несу щей системы привели, в конечном счете, к полному успеху. Этими испытаниями сначала руководил заместитель главного конструктора И.А. Эрлих, а затем Ю.Г. Со- 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz