Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Шкдлай (Бездетное, (Валерий $мцггъ_ привожу. Строители, чтобы построить крепкий дом, выкладывают сначала креп кий фундамент и только затем последо вательно укладывают на него кирпичи. В авиации же, вполне могут пытаться закрепить какой-либо фрагмент (кирпич) прямо в воздухе. Естественно кирпич па дает, а его упорно продолжают крепить вне фундамента. Точно так обстоит дело с приборным пилотажным оборудо ванием кабин наших вертолётов. Взятые за основу приборного полёта (кстати, за долго до появления вертолётов) такие па раметры, как крен и тангаж не включали в этот приоритетный перечень высоту. Она, естественно, не нашла достойного места и в современных авиагоризонтах. Поэтому, эти приборы, да ещё и в плохом исполнении, давно и упорно, невзирая на большой опыт пилотов, никак не обеспе чивают безопасность в управляемых ими приборных полётах особенно на малых и запредельно малых высотах. Чтобы по нять ущербность такого положения, не летающему специалисту нужно хорошо представить себе условия работы лёт чика в полностью приборном полёте от взлета до посадки. Такой приём возмо жен, если очень хорошо развито вообра жение и достаточно сильна логика. Так вот, сразу станет ясно, что важнее па раметра малых высот (радиовысот) на приборной доске для лётчика ничего нет, а этот прибор для таких случаев сей час находится не в надлежащем месте. Даже в простых условиях полёта на са молёте лётчику инструкция запрещает отрывать взгляд от земли на высотах от 50 метров и ниже, но при этом он в еди ном времени, как птица видит и ощущает все пилотажные параметры своего полё та. Малая приборная высота же, кроме самой себя и опосредованной вертикаль ной скорости ничего не даёт, но и взгляд лётчика долго и надолго не отпускает в ущерб контроля и управления другими пилотажными параметрам. Вот, если параметр малой высоты возвести в ранг базового и в наглядном образном виде рас положить его прямо перед лётчиком (на месте и вместе с авиагоризонтом), а око ло него приспособить все остальные пило тажные параметры, включая крен, тан гаж, указатель поворота и скольжения, то и получим комплексный пилотажный индикатор, позволяющий лётчикам любой квалификации осознанно и безошибочно пилотировать вертолёт по приборам как на малых, так и на больших высотах, т.е. бестолковые катастрофы гарантиро ванно прекратятся. Этот прибор весьма безуспешно предлагается мной несколько десятков лет. За это время погибло много невинных людей и потеряно дорогостоя щей техники именно по рассматриваемой здесь причине. В этом перечне есть и са молёты с большим количеством пассажи ров. Уж не говорю о вертолётах в снеж ных и пыльных вихрях нарежимах висения и близких к ним. Получается так, что без правильного приборно-пилотажного обо рудования кабины лётчика любая, даже самая передовая и отказонадёжная кон струкция, как бы висит в воздухе и ждёт порой очень незначительного усложнения условий полёта, чтобы упасть из-за не совместимости приборной информации с человеческой сутью. Хорошим конструк торам это нужно понимать. Из-за недостатка времени я рассмо трел только одну, но, пожалуй, самую неприятную и опасную лётную ловушку. Так, что для молодых мы, видимо, остав ляем много невспаханных полей и задачек, где можно будетразвивать и успешно ис пользовать свой интеллект. 11.11.2003 & 8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz