Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Шкдлай (Бездетное, (Валерий $мцггъ_ привожу. Строители, чтобы построить крепкий дом, выкладывают сначала креп­ кий фундамент и только затем последо­ вательно укладывают на него кирпичи. В авиации же, вполне могут пытаться закрепить какой-либо фрагмент (кирпич) прямо в воздухе. Естественно кирпич па­ дает, а его упорно продолжают крепить вне фундамента. Точно так обстоит дело с приборным пилотажным оборудо­ ванием кабин наших вертолётов. Взятые за основу приборного полёта (кстати, за­ долго до появления вертолётов) такие па­ раметры, как крен и тангаж не включали в этот приоритетный перечень высоту. Она, естественно, не нашла достойного места и в современных авиагоризонтах. Поэтому, эти приборы, да ещё и в плохом исполнении, давно и упорно, невзирая на большой опыт пилотов, никак не обеспе­ чивают безопасность в управляемых ими приборных полётах особенно на малых и запредельно малых высотах. Чтобы по­ нять ущербность такого положения, не летающему специалисту нужно хорошо представить себе условия работы лёт­ чика в полностью приборном полёте от взлета до посадки. Такой приём возмо­ жен, если очень хорошо развито вообра­ жение и достаточно сильна логика. Так вот, сразу станет ясно, что важнее па­ раметра малых высот (радиовысот) на приборной доске для лётчика ничего нет, а этот прибор для таких случаев сей­ час находится не в надлежащем месте. Даже в простых условиях полёта на са­ молёте лётчику инструкция запрещает отрывать взгляд от земли на высотах от 50 метров и ниже, но при этом он в еди­ ном времени, как птица видит и ощущает все пилотажные параметры своего полё­ та. Малая приборная высота же, кроме самой себя и опосредованной вертикаль­ ной скорости ничего не даёт, но и взгляд лётчика долго и надолго не отпускает в ущерб контроля и управления другими пилотажными параметрам. Вот, если параметр малой высоты возвести в ранг базового и в наглядном образном виде рас­ положить его прямо перед лётчиком (на месте и вместе с авиагоризонтом), а око­ ло него приспособить все остальные пило­ тажные параметры, включая крен, тан­ гаж, указатель поворота и скольжения, то и получим комплексный пилотажный индикатор, позволяющий лётчикам любой квалификации осознанно и безошибочно пилотировать вертолёт по приборам как на малых, так и на больших высотах, т.е. бестолковые катастрофы гарантиро­ ванно прекратятся. Этот прибор весьма безуспешно предлагается мной несколько десятков лет. За это время погибло много невинных людей и потеряно дорогостоя­ щей техники именно по рассматриваемой здесь причине. В этом перечне есть и са­ молёты с большим количеством пассажи­ ров. Уж не говорю о вертолётах в снеж­ ных и пыльных вихрях нарежимах висения и близких к ним. Получается так, что без правильного приборно-пилотажного обо­ рудования кабины лётчика любая, даже самая передовая и отказонадёжная кон­ струкция, как бы висит в воздухе и ждёт порой очень незначительного усложнения условий полёта, чтобы упасть из-за не­ совместимости приборной информации с человеческой сутью. Хорошим конструк­ торам это нужно понимать. Из-за недостатка времени я рассмо­ трел только одну, но, пожалуй, самую неприятную и опасную лётную ловушку. Так, что для молодых мы, видимо, остав­ ляем много невспаханных полей и задачек, где можно будетразвивать и успешно ис­ пользовать свой интеллект. 11.11.2003 & 8

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz