Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности Хрщещии Ч тобы как-то заполнить вакуум непонимания связей законов при­ роды, многие подменяют их своими выду­ манными концепциями. Потом, становясь рабами неверных представлений, долгое время (сколько удастся) различными ис­ кусственными подпорками, надстрой­ ками пытаются продлить этим концеп­ циям жизнь. Затем, всё это сооружение неизбежно, иногда с немалым ущербом и трагедиями рушится. И, начиная с не­ умения видеть связи между элемента­ ми информации, всё повторяется снова. Становится ясным, что в этих услови­ ях информация ещё не является главным атрибутом какого-либо успеха, как это принято считать. По моему глубочайше­ му убеждению для прогнозируемого успе­ ха в любом деле как минимум необходимо высшее образование с обязательной опо­ рой на хорошее среднее, как на крепкий и надежный тыл, а не такое, про кото­ рое можно сказать: «У него образование высшее, но без среднего». И ещё - любые знания, любая информация без умения ими пользоваться неизбежно превращаются в ничто. В подтверждение своих слов приведу ещё один пример. В обширной практиче­ ской эксплуатации различных вертолё­ тов систематически продолжают иметь место серьезные поломки из-за опроки­ дывания на бок в момент вертикального вынужденного приземления даже с незна­ чительным вращением по курсу (относи­ тельно вертикальной оси). О различных причинах самопроизвольного, неуправля­ емого этого вращения я напишу ниже, а сейчас хочу рассказать о том, какая же причина в этих случаях приводит верто­ лёт к неизбежному опрокидыванию. Дело в том, что когда-то в эстетиче­ ских целях стойки передних колес шасси, ориентирующихся по направлению дви­ жения при рулении по земле как кроват­ ные ролики, стали конструировать так, чтобы при взлете эти колеса автомати­ чески ориентировались по продольной оси вертолёта. При посадке эта ориентация прекращается только после определен­ ной величины вертикальной нагрузки на стойку и её амортизационного обжатия. В момент вертикального приземления с вращением такие колеса, неизбежно, пе­ ремещаются относительно земли по ра­ диусу и при боковом соприкосновении с землёй свою ориентацию относительно фюзеляжа сохраняют, т. к. достаточ­ ного обжатия стоек ещё не произошло. Из-за этого создается боковой юз колёс с мощным опрокидывающим моментом на фюзеляже в сторону вращения, на вер­ толётах с передними самоориентирую- щимися колёсами, и в противоположную вращению сторону при заднем самоори- ентирующемся колесе. Несмотря на то, что этот серьёз­ ный конструктивный дефект можно легко устранить, никто этого не сделал и не делает, видимо предпочитая эксплуа­ тационные поломки и потери, оглашению своего конструкторского просчёта. Но, скорее всего, здесь имеет место то самое непонимание или неумение видеть работу конструкции в различных перспективах. К месту сказать о том, что в самом начале работы на фирме мне, из-за ошиб­ ки механика при регулировании системы управления на вертолёте Ка-15, пришлось на режиме висения испытать несанкци- 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz