Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности Хрщещии Ч тобы как-то заполнить вакуум непонимания связей законов при роды, многие подменяют их своими выду манными концепциями. Потом, становясь рабами неверных представлений, долгое время (сколько удастся) различными ис кусственными подпорками, надстрой ками пытаются продлить этим концеп циям жизнь. Затем, всё это сооружение неизбежно, иногда с немалым ущербом и трагедиями рушится. И, начиная с не умения видеть связи между элемента ми информации, всё повторяется снова. Становится ясным, что в этих услови ях информация ещё не является главным атрибутом какого-либо успеха, как это принято считать. По моему глубочайше му убеждению для прогнозируемого успе ха в любом деле как минимум необходимо высшее образование с обязательной опо рой на хорошее среднее, как на крепкий и надежный тыл, а не такое, про кото рое можно сказать: «У него образование высшее, но без среднего». И ещё - любые знания, любая информация без умения ими пользоваться неизбежно превращаются в ничто. В подтверждение своих слов приведу ещё один пример. В обширной практиче ской эксплуатации различных вертолё тов систематически продолжают иметь место серьезные поломки из-за опроки дывания на бок в момент вертикального вынужденного приземления даже с незна чительным вращением по курсу (относи тельно вертикальной оси). О различных причинах самопроизвольного, неуправля емого этого вращения я напишу ниже, а сейчас хочу рассказать о том, какая же причина в этих случаях приводит верто лёт к неизбежному опрокидыванию. Дело в том, что когда-то в эстетиче ских целях стойки передних колес шасси, ориентирующихся по направлению дви жения при рулении по земле как кроват ные ролики, стали конструировать так, чтобы при взлете эти колеса автомати чески ориентировались по продольной оси вертолёта. При посадке эта ориентация прекращается только после определен ной величины вертикальной нагрузки на стойку и её амортизационного обжатия. В момент вертикального приземления с вращением такие колеса, неизбежно, пе ремещаются относительно земли по ра диусу и при боковом соприкосновении с землёй свою ориентацию относительно фюзеляжа сохраняют, т. к. достаточ ного обжатия стоек ещё не произошло. Из-за этого создается боковой юз колёс с мощным опрокидывающим моментом на фюзеляже в сторону вращения, на вер толётах с передними самоориентирую- щимися колёсами, и в противоположную вращению сторону при заднем самоори- ентирующемся колесе. Несмотря на то, что этот серьёз ный конструктивный дефект можно легко устранить, никто этого не сделал и не делает, видимо предпочитая эксплуа тационные поломки и потери, оглашению своего конструкторского просчёта. Но, скорее всего, здесь имеет место то самое непонимание или неумение видеть работу конструкции в различных перспективах. К месту сказать о том, что в самом начале работы на фирме мне, из-за ошиб ки механика при регулировании системы управления на вертолёте Ка-15, пришлось на режиме висения испытать несанкци- 71
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz