Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности Заслуженный военный лётчик РФ, Герой РФ, лётчик-снайпер, генерал-майор Воробьёв Борис Алексеевич мой по расширению пилотаж ных возможностей вертолёта «Чёрная акула». Он, как бы, подменил собой прямые обязан ности ЛИИ и фирмы изготови теля этого аппарата. Генерал как боевой лётчик отлично знал какими маневренными возможностями должен об ладать штурмовик и правиль но чувствовал, что они есть у любимого им вертолёта, но не знал о коварном сочетании, в едином времени, прецессии вращающегося несущего вин та (НВ) и больших срывных воздушных зон на лопастях при специфическом запредель ном маневрировании. Именно это сочетание, из-за утра ченного аэродинамического сопротивления прецессион ным моментам в плоскости взмаха лопастей приводит к отрубанию хвостовых балок на одновинтовых вертолётах и к схлестыванию на соосных. Это мировая реальная опасность для любого энергично запредельно маневри рующего вертолёта. Я, в своё время, это понял, сопоставляя и анализируя все ставшие доступными моему вниманию эти специфические лётные происше ствия. Кое-что проверял в своих полё тах. Писал об этом в журнале «Армей ский сборник». Но эта тема никого не заинтересовала . Зная о его манере пило тирования, естественно генералу так же официально не передали мои не понятые руководством наработки. Меня бесконеч но удивляет то, что генерал моим вполне своевременным советам и предупрежде ниям старого опытного лётчика так же не придал значения в противовес советам и где-то идеологическому его сопрово ждению вовсе не лётчиков. Известно, что любая катастрофа начинает сфор мировываться издалека, всё более и более обрастая негативными факторами до критической массы, когда процесс оста новить уже невозможно. Практически это то, что случилось. Мне остаются не вполне ясными некоторые обстоятельства, кроме не знания динамики взаимодействия двух физических явлений, спровоцировавшие опытнейшего весьма разумного лётчи ка на самоубийственные решения и дей ствия в полёте. Скорее всего, были и дру гие обстоятельства, и для пользы дела они должны быть раскрыты и осознаны потому, как умение энергичного маневри рования на вертолётах нужно, т. к. такая потребность (особенно в боевых ѵслови- 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz