Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности Заслуженный военный лётчик РФ, Герой РФ, лётчик-снайпер, генерал-майор Воробьёв Борис Алексеевич мой по расширению пилотаж­ ных возможностей вертолёта «Чёрная акула». Он, как бы, подменил собой прямые обязан­ ности ЛИИ и фирмы изготови­ теля этого аппарата. Генерал как боевой лётчик отлично знал какими маневренными возможностями должен об­ ладать штурмовик и правиль­ но чувствовал, что они есть у любимого им вертолёта, но не знал о коварном сочетании, в едином времени, прецессии вращающегося несущего вин­ та (НВ) и больших срывных воздушных зон на лопастях при специфическом запредель­ ном маневрировании. Именно это сочетание, из-за утра­ ченного аэродинамического сопротивления прецессион­ ным моментам в плоскости взмаха лопастей приводит к отрубанию хвостовых балок на одновинтовых вертолётах и к схлестыванию на соосных. Это мировая реальная опасность для любого энергично запредельно маневри­ рующего вертолёта. Я, в своё время, это понял, сопоставляя и анализируя все ставшие доступными моему вниманию эти специфические лётные происше­ ствия. Кое-что проверял в своих полё­ тах. Писал об этом в журнале «Армей­ ский сборник». Но эта тема никого не заинтересовала . Зная о его манере пило­ тирования, естественно генералу так же официально не передали мои не понятые руководством наработки. Меня бесконеч­ но удивляет то, что генерал моим вполне своевременным советам и предупрежде­ ниям старого опытного лётчика так же не придал значения в противовес советам и где-то идеологическому его сопрово­ ждению вовсе не лётчиков. Известно, что любая катастрофа начинает сфор­ мировываться издалека, всё более и более обрастая негативными факторами до критической массы, когда процесс оста­ новить уже невозможно. Практически это то, что случилось. Мне остаются не вполне ясными некоторые обстоятельства, кроме не­ знания динамики взаимодействия двух физических явлений, спровоцировавшие опытнейшего весьма разумного лётчи­ ка на самоубийственные решения и дей­ ствия в полёте. Скорее всего, были и дру­ гие обстоятельства, и для пользы дела они должны быть раскрыты и осознаны потому, как умение энергичного маневри­ рования на вертолётах нужно, т. к. такая потребность (особенно в боевых ѵслови- 69

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz