Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности яснив, что это их унизило бы в глазах на учного мира. Тогда я предупредил, что в таком случае буду вынужден напечатать статью в каком-нибудь журнале и через редакцию получить ваш официальный на неё отзыв. Ухмыляются, говорят, что ни где не напечатают, а если напечатают, то потом засмеют. Я был зол и ответил так: «Два взять два раза - получится четы ре, а если кому-то кажется что это не верно и ему смешно, то это его личная проблема». Статью написал немного за диристой - хотел обидеть, раззадорить наших специалистов, надеялся с помощью полемики, официальных обсуждений по мочь им освободиться от консервативно го, не диалектического подхода к своей профессии, но редактор журнала «Армей ский сборник» всё смягчил и в 1995 году в июньском номере её напечатал, сохранив, однако, основной смысл. Значительно позже, когда начались тренировочные полёты, нацеленные на мёртвую петлю, но пока ещё в косой (не в вертикальной) плоскости и основной ис полнитель определился в лице Бориса Во робьёва, я два раза с ним встречался при случайных обстоятельствах. Говорил ему о не учитываемом ни в теории, ни в практике пилотирования вертолётов прецессионном сближении лопастей. Упрощённым методом объяснял физи ческую суть этого явления и необходи мость в таких условиях самому ограни чивать темпы энергичного исполнения любых фигур, говорил о необходимости и способах аэродинамической разгрузки НВ своевременным уменьшением ОШ и увеличением «косой обдувки», т.е. ско рости полёта. Дал ему журнал со своей статьей. Но мой авторитет для него видимо оказался не достаточным, (он был генерал-майором, Героем России, начальником центра боевой подготов ки лётчиков) или было слишком мало время общения, а мои оппоненты ему фактически ошибочно подтверждали законность отсутствия в инструкции необходимых ограничений. Так или ина че, Борис Воробьев погиб. На вопрос, как это в принципе могло случиться, можно продолжать отвечать, анализируя различные аспекты нашего авиационного бытия, но есть две при чины, которые были главными и во многих других лётных происше ствиях. Первая причина, это - отста вание общего уровня знаний от техниче ского горизонта, на который наше обще ство забрасывают отдельные гениаль ные его представители. Применительно к конкретному случаю это выразилось в том, что, имея огромную научную ин формацию (фирма десятилетиями прово дила летные испытания и исследования вопросов сближения лопастей, при этом использовались высокоточные приспосо бления), специалистам для правильных выводов не хватило постулатных (эле ментарных, достоверных) систематизи рованных знаний, обычно приобретаемых в среднего школе. В этом и продолжающи еся до сих пор, катастрофы и аварии на технически исправных одновинтовых и соосных вертолётах с последующими не редко сомнительными выводами аварий ных комиссий. Напрашивается сравнение, как если бы танковая колонна без своего тыла, без обеспечения прорвалась в глубо кий тыл противника, где через короткое время, расстреляв боезапас и, оставшись без горючего для двигателей, становится беспомощной. Так со стороны выглядит работа некоторого контингента наших спегщалистов, не освоивших в своё время должным образом среднюю физику, мате 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz