Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев, ЦТрецессия Борис Николаевич Юрьев - крупнейший учёный в области аэродинамики вертолётов, основоположник отечественного вертолётостроения Б орис Николаевич Юрьев (родился 29 октября (10 ноября) 1889 года, г. Смоленск умер - 14 марта 1957 года, г. Москва) - учёный-авиатор, действитель­ ный член Академии наук СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-техниче- ской службы (1944). Ученик и зять Н. Е. Жуковского. В бывшем СССР и России считается изобретателем автомата перекоса (1911) - устройства, сделавшего возможным по­ стройку вертолётов с характеристиками устойчивости и управляемости, приемле­ мыми для безопасного пилотирования ря­ довыми лётчиками. Дело в том, что академик Юръев Б.Н., впервые изобретая механизм управления положением плоскости вращения лопа­ стей несущего винта только относительно фюзеляжа (так называемый автомат пере­ коса), уже учел прецессионный характер реакции лопастей на, прилагаемые к ним различные аэродинамические силы. А в результате изменения плоскости вращения НВ относительно фюзеляжа появляются несбалансированные моменты и фюзеляж, вместе с несущим винтом, из-за этого, на­ чинают изменять свою пространственную ориентацию. Вот именно с этого момента начинается другое, прецессионное, укло­ нение лопастей, приводящее к несанк­ ционированному лётчиком паразитному отклонению несущего винта в сторону по вращению на 90 градусов от азимута, со­ впадающего с плоскостью углового дви­ жения фюзеляжа. Удивительно, но об этой вторичной, как я её называю, прецессии наши ведущие специалисты не знали. И, если они могли безобидно для себя позво­ лить этого не знать и не учитывать в своей работе, то, естественно, не предупреждён­ ные об этом экзальтированные вертолёт­ чики, с пристрастием выполняя пилотаж­ ные маневры, не редко расплачивались жизнями. Физика возникновения этих специфических лётных происшествий вы­ глядит следующим образом. Устройство называемое «аэродина­ мическим регулятором взмаха» на ка­ ждой лопасти, по своему предназначению 64

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz