Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев, ЦТрецессия Борис Николаевич Юрьев - крупнейший учёный в области аэродинамики вертолётов, основоположник отечественного вертолётостроения Б орис Николаевич Юрьев (родился 29 октября (10 ноября) 1889 года, г. Смоленск умер - 14 марта 1957 года, г. Москва) - учёный-авиатор, действитель ный член Академии наук СССР (1943), генерал-лейтенант инженерно-техниче- ской службы (1944). Ученик и зять Н. Е. Жуковского. В бывшем СССР и России считается изобретателем автомата перекоса (1911) - устройства, сделавшего возможным по стройку вертолётов с характеристиками устойчивости и управляемости, приемле мыми для безопасного пилотирования ря довыми лётчиками. Дело в том, что академик Юръев Б.Н., впервые изобретая механизм управления положением плоскости вращения лопа стей несущего винта только относительно фюзеляжа (так называемый автомат пере коса), уже учел прецессионный характер реакции лопастей на, прилагаемые к ним различные аэродинамические силы. А в результате изменения плоскости вращения НВ относительно фюзеляжа появляются несбалансированные моменты и фюзеляж, вместе с несущим винтом, из-за этого, на чинают изменять свою пространственную ориентацию. Вот именно с этого момента начинается другое, прецессионное, укло нение лопастей, приводящее к несанк ционированному лётчиком паразитному отклонению несущего винта в сторону по вращению на 90 градусов от азимута, со впадающего с плоскостью углового дви жения фюзеляжа. Удивительно, но об этой вторичной, как я её называю, прецессии наши ведущие специалисты не знали. И, если они могли безобидно для себя позво лить этого не знать и не учитывать в своей работе, то, естественно, не предупреждён ные об этом экзальтированные вертолёт чики, с пристрастием выполняя пилотаж ные маневры, не редко расплачивались жизнями. Физика возникновения этих специфических лётных происшествий вы глядит следующим образом. Устройство называемое «аэродина мическим регулятором взмаха» на ка ждой лопасти, по своему предназначению 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz