Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности УТолёты в горах П ерегонял Ми-4 с Казанского вер толётного завода в Бухару через Ташкент. В Ташкенте ночёвка, а утром диспетчер говорит: «Сейчас будут выле тать в Бухару два ваших вертолёта, иска ли здесь упавший в горах истребитель. Лети с ними». Я всегда старался в своих полётах зависеть от самого себя, поэто му отказался от этой идеи, быстро офор мил документы и вылетел первым. Полёт предполагался визуальным на высоте 1200 метров. Но при подлёте к горам появились облака. Нужно было или набирать безо пасную высоту, или снизиться под облака. Я решил под облака. В горах проходит же лезная дорога на Самарканд. Над ней по ущельям я и пролетел горы. Слышал, как сзади переговаривается по радио капитан Ожигов, взлетевший двумя вертолётами позже меня. Радиослышимость в горах была плохой, и я не всё понимал из его переговоров с диспетчером, да и не очень прислушивался. После приземления на бухарском аэродроме Каган к вертолёту подошёл инженер полка и спросил: «А где Ожигов?». Я сказал, что слышал, как он переговаривается по радио и сейчас они прилетят. Инженер ответил: «Нет, не при летят. Они оба упали в горах». Но их судьба оказалась не максималь но жестокой. Попав в облачность, Ожигов своему ведомому дал команду разворота на обратный курс. Сам же в развороте в облаках близко увидел надвигающуюся на него тёмную массу горы. Создал боль шой угол тангажа и общего шага, но уда ра о крутой склон горы избежать не смог. Вертолёт «прилепился» к склону животом и начал кувыркаться через спину вниз, но Экипаж вертолёта Ми-4. Слева направо Бездетное Н.П. - командир экипажа, Мастюгин В. - бортмеханик, Норицын А. - лётчик-штурман быстро остановился на горном уступе. Экипаж выбрался из искорёженного фюзе ляжа. Все живы, только у кого-то из бедра вырван кусок тела. Лётное происшествие ещё не закончилось. Спустя примерно три минуты, потерпевшие услышали прибли жающийся шум второго вертолёта. Затем грохот удара о склон, недолгие звуки ку выркающегося вертолёта и тишина. Всё произошло совсем рядом, но в облаках ничего не было видно. Немного подождав, экипажи начали окликаться, и сошлись вместе. Удар второго вертолёта пришёлся в ту же гору чуть выше того же уступа. Все живы! На следующий день их спасли аль пинисты. Меня поразило как, безответствен но полагаясь на командира, летел ведо мый за ведущим, не знал даже обрат ного курса, на который следовало раз вернуться, чтобы отдалиться от гор 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz