Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности УТолёты в горах П ерегонял Ми-4 с Казанского вер­ толётного завода в Бухару через Ташкент. В Ташкенте ночёвка, а утром диспетчер говорит: «Сейчас будут выле­ тать в Бухару два ваших вертолёта, иска­ ли здесь упавший в горах истребитель. Лети с ними». Я всегда старался в своих полётах зависеть от самого себя, поэто­ му отказался от этой идеи, быстро офор­ мил документы и вылетел первым. Полёт предполагался визуальным на высоте 1200 метров. Но при подлёте к горам появились облака. Нужно было или набирать безо­ пасную высоту, или снизиться под облака. Я решил под облака. В горах проходит же­ лезная дорога на Самарканд. Над ней по ущельям я и пролетел горы. Слышал, как сзади переговаривается по радио капитан Ожигов, взлетевший двумя вертолётами позже меня. Радиослышимость в горах была плохой, и я не всё понимал из его переговоров с диспетчером, да и не очень прислушивался. После приземления на бухарском аэродроме Каган к вертолёту подошёл инженер полка и спросил: «А где Ожигов?». Я сказал, что слышал, как он переговаривается по радио и сейчас они прилетят. Инженер ответил: «Нет, не при­ летят. Они оба упали в горах». Но их судьба оказалась не максималь­ но жестокой. Попав в облачность, Ожигов своему ведомому дал команду разворота на обратный курс. Сам же в развороте в облаках близко увидел надвигающуюся на него тёмную массу горы. Создал боль­ шой угол тангажа и общего шага, но уда­ ра о крутой склон горы избежать не смог. Вертолёт «прилепился» к склону животом и начал кувыркаться через спину вниз, но Экипаж вертолёта Ми-4. Слева направо Бездетное Н.П. - командир экипажа, Мастюгин В. - бортмеханик, Норицын А. - лётчик-штурман быстро остановился на горном уступе. Экипаж выбрался из искорёженного фюзе­ ляжа. Все живы, только у кого-то из бедра вырван кусок тела. Лётное происшествие ещё не закончилось. Спустя примерно три минуты, потерпевшие услышали прибли­ жающийся шум второго вертолёта. Затем грохот удара о склон, недолгие звуки ку­ выркающегося вертолёта и тишина. Всё произошло совсем рядом, но в облаках ничего не было видно. Немного подождав, экипажи начали окликаться, и сошлись вместе. Удар второго вертолёта пришёлся в ту же гору чуть выше того же уступа. Все живы! На следующий день их спасли аль­ пинисты. Меня поразило как, безответствен­ но полагаясь на командира, летел ведо­ мый за ведущим, не знал даже обрат­ ного курса, на который следовало раз­ вернуться, чтобы отдалиться от гор 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz