Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ми лётчиками, обременёнными различны ми иллюзиями, даже ошибочное отключе ние автоматических пилотажных систем с тяжёлыми последствиями. Однажды наша эскадрилья вертолётов Ми-4 под руководством подполковника Паращенко участвовала в крупном обще войсковом учении в районе Кушка (самая южная точка территории нашей страны). Мы должны были доставлять и выса живать в определённых местах пустыни хорошо вооружённый десант. В первом полёте Норицын из-за болезни не уча ствовал и был заменён другим лётчиком. В полдень при ярком солнце, прилетев в назначенную точку, я завис и, уменьшая общий шаг, стал снижаться для приземле ния. Вдруг замечаю, что мой вертолёт са мопроизвольно и не управляемо, начинает крениться влево. Прекращаю снижение, и через некоторое время ненужный крен исчезает. Возобновляю снижение, и сно ва возникает крен. Повторив эти манипу ляции несколько раз, я, наконец, добился устойчивого положения вертолёта, полно стью уменьшил общий шаг и выключил двигатель. Мои десантники убежали вы полнять свои задачи, а я, обескураженный странным поведением вертолёта, вылез из кабины и обалдел от увиденного. Справа вертолёта огромный бархан (песчаный бугор специфической класси ческой формы), своим крутым склоном об ращённый к вертолёту. На этом склоне, от самого его верха и до самого низа, глубо кий вертикальный след бокового юза пра вого колеса по песку. Провисшая лопасть, повторяя форму пологого склон бархана примерно, одной третью своей концевой части, находится сантиметрах в 20 над песком. Мой вертолёт приземлился пра вым колесом точно на вершину бархана в самом начале его крутого склона и посте пенно сгребал песок вниз, пока не достиг ровного места. Всё зависело от вариантов случайного места моего зависания. Очень могло быть гораздо хуже. Мне было необ ходимо выяснить причину случившегося. В этом полёте лётчиком-штурманом у меня был не Саня Норицын, который забо лел и был заменён. Этот на висении не до ложил мне, что справа вертолёта всё в по рядке. Но самым главным и неожиданным для меня было то, что через стёкла кабины застывшее барханное желтое «штормовое море» при высоком солнце и отсутствии каких-либо теней воспринимается совер шенно ровным и пригодным для зависания и приземления местом в любой его точке. Поняв это, я провел эксперимент. Взлетая из этой точки, на внсеннн открыл дверь кабины и увидел песчаное море, вздыблен ное сплошными барханами во всей его кра се. Закрываю дверь, пропадают и барха ны. И так несколько раз, убедили меня в очень важном для вертолётной авиации личном открытии. Почему личном и поче му открытии? Да потому, что мой опыт в этой части как лётчика-испытателя ни разу не был учтён при конструировании кабин новых вертолётов. Никто не понял и не принял моих объяснений. А ведь это явление проявляет своё опаснейшее свой ство и при монотонном снежном покро ве. Утверждаю, что отсутствие у пило тирующего вертолётчика возможности прямого зрительного контакта с подсти лающего поверхностью при определённых обстоятельствах может быть главного причиной лётного происшествия. 50
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz