Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеев_ ми лётчиками, обременёнными различны­ ми иллюзиями, даже ошибочное отключе­ ние автоматических пилотажных систем с тяжёлыми последствиями. Однажды наша эскадрилья вертолётов Ми-4 под руководством подполковника Паращенко участвовала в крупном обще­ войсковом учении в районе Кушка (самая южная точка территории нашей страны). Мы должны были доставлять и выса­ живать в определённых местах пустыни хорошо вооружённый десант. В первом полёте Норицын из-за болезни не уча­ ствовал и был заменён другим лётчиком. В полдень при ярком солнце, прилетев в назначенную точку, я завис и, уменьшая общий шаг, стал снижаться для приземле­ ния. Вдруг замечаю, что мой вертолёт са­ мопроизвольно и не управляемо, начинает крениться влево. Прекращаю снижение, и через некоторое время ненужный крен исчезает. Возобновляю снижение, и сно­ ва возникает крен. Повторив эти манипу­ ляции несколько раз, я, наконец, добился устойчивого положения вертолёта, полно­ стью уменьшил общий шаг и выключил двигатель. Мои десантники убежали вы­ полнять свои задачи, а я, обескураженный странным поведением вертолёта, вылез из кабины и обалдел от увиденного. Справа вертолёта огромный бархан (песчаный бугор специфической класси­ ческой формы), своим крутым склоном об­ ращённый к вертолёту. На этом склоне, от самого его верха и до самого низа, глубо­ кий вертикальный след бокового юза пра­ вого колеса по песку. Провисшая лопасть, повторяя форму пологого склон бархана примерно, одной третью своей концевой части, находится сантиметрах в 20 над песком. Мой вертолёт приземлился пра­ вым колесом точно на вершину бархана в самом начале его крутого склона и посте­ пенно сгребал песок вниз, пока не достиг ровного места. Всё зависело от вариантов случайного места моего зависания. Очень могло быть гораздо хуже. Мне было необ­ ходимо выяснить причину случившегося. В этом полёте лётчиком-штурманом у меня был не Саня Норицын, который забо­ лел и был заменён. Этот на висении не до­ ложил мне, что справа вертолёта всё в по­ рядке. Но самым главным и неожиданным для меня было то, что через стёкла кабины застывшее барханное желтое «штормовое море» при высоком солнце и отсутствии каких-либо теней воспринимается совер­ шенно ровным и пригодным для зависания и приземления местом в любой его точке. Поняв это, я провел эксперимент. Взлетая из этой точки, на внсеннн открыл дверь кабины и увидел песчаное море, вздыблен­ ное сплошными барханами во всей его кра­ се. Закрываю дверь, пропадают и барха­ ны. И так несколько раз, убедили меня в очень важном для вертолётной авиации личном открытии. Почему личном и поче­ му открытии? Да потому, что мой опыт в этой части как лётчика-испытателя ни разу не был учтён при конструировании кабин новых вертолётов. Никто не понял и не принял моих объяснений. А ведь это явление проявляет своё опаснейшее свой­ ство и при монотонном снежном покро­ ве. Утверждаю, что отсутствие у пило­ тирующего вертолётчика возможности прямого зрительного контакта с подсти­ лающего поверхностью при определённых обстоятельствах может быть главного причиной лётного происшествия. 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz