Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности (Впервые испытать мощную иллюзию В одном из тренировочных полётов ночью по маршруту на высоте 1500 метров над тайгой и периодически в облаках или между их слоями, т.е. при полном отсутствии видимости закабинно- го пространства мне пришлось впервые испытать мощную иллюзию. Стало ощу­ щаться, что вертолёт самопроизвольно медленно заваливается в левый крен. Не­ медленно внимание на авиагоризонт, он без кренов. Проверил включение своего прибора, сравнил его показание с авиаго­ ризонтом лётчика штурмана. Всё в поряд­ ке. Но продолжаю ощущать всё большее и большее плавное кренение вертолёта вле­ во. Показалось, что и сам сползаю к лево­ му борту. Вспомнил предупреждение старшего брата об большой опасности ил­ люзорных проявлений у лётчиков при по­ лётах в сплошной темноте. Возникло не­ вероятное напряжение и полная мобилиза­ ция силы воли, чтобы не перенести на управление вертолётом свои ощущения. Взмок. Пробных движений ручкой управ­ ления не делал, была только одна мечта: любой ценой удержать крен силуэтика авиагоризонта в нуле. Но ощущать себя в полёте с постоянным большим креном, и не реагировать на это своим управлением было выше сил. Эта пытка продолжалась минут десять, до тех пор, пока впереди не появилось светлое пятно облачности, сни­ зу подсвеченной электрическим светом какого-то городка, поворотного пункта на­ шего маршрута. Иллюзия сразу пропала, но я был измождён. К экипажу за помо­ щью не обращался, боялся совместного и одновременного с лётчиком-штурманом управления вертолётом, которое уже точ­ но привело бы нас к катастрофе. Возникла тревога по поводу моей непригодности к полётам в действительно сложных метео­ условиях, но вспомнил, что пошёл в этот полёт с лёгким насморком, врачу ничего не сказал, уж очень хотелось слетать. У меня ни до этого, ни после, несмотря на многие случаи, более жестоких условий полётов, ничего подобного больше, слава богу, не происходило. Но осталось боль­ шое недоверие к лётчикам, за спиной у ко­ торых сотни пассажиров и я среди них. Знаю ведь, что никто не застрахован от временных лёгких, на первый взгляд, из­ менений в своём здоровье не улавливае­ мых врачом при предполётном осмотре, но прямо способствующих возникнове­ нию тяжёлых иллюзий. Уверен и в том, что далеко не у всех лётчиков найдутся до­ статочные навыки, здоровая психика, ло­ гика и недюжинная сила воли для успеш­ ного противостояния этой напасти, обу­ словленной различными несовершенства­ ми человеческого организма. Предпола­ гаю в сложных условиях полёта некоторы- 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz