Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Переучивание на вертолёт Ми-4 в г. (У'лан-сУдэ ___ ‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев __________ Н ачавшееся в 1957-58 годах реформирование организации бомбардировочной авиации в стране заставило большое количество молодых лётчиков переучиваться на другую технику. Переучившись на вертолёт Ми-4 в г. Улан-Удэ, я быстро полюбил этот новый тогда род авиации. Новые невиданные доселе в самолёт ной авиации привлекательные возможно сти, как в техническом, так и в полётно-со- зерцательном отношении с лихвой пере крывали опасения лётчиков относительно недостаточной безопасности тогдашних вертолётов. А лётные происшествия про исходили и по причинам технического несовершенства, т.е. различных поломок и разрушений конструкции в воздухе, и по причинам тактических пилотажных ошибок, допускаемых лётчиками из-за об щей теоретической незрелости тогдашней вертолётной науки. Кстати, хочу сказать о феноменальной живучести некоторых неверных теоретических представлениях специалистов, которые и сейчас являются гарантами неиссякаемости лётных проис шествий. Об этом чуть позже. А пока. Способность вертолётов приземлять ся на маленьких пригодных для этого пло щадках, вселяла в лётчиков уверенность в быстрое приземление во многих случаях различных отказов, в том числе и возгора ний. В этих прогностических ожиданиях и заранее сформированной готовности к нейтрализации опасных происшествий в полёте, малые высоты играли весьма не малую роль. У меня тоже была своя фор мула параметров полёта на перелётах в простых метеоусловиях: предельно малая высота, если позволял ландшафт, и боль шая высота над горной местностью с на деждой на парашют. Командиром экипажа вертолёта Ми-4 я стал довольно быстро. В этом продвиже нии основную роль сыграло моё умение быстро и точно выполнять штурманские расчёты в сложных метеоусловиях. Мне было достаточно сделать один полёт с ко мандиром полка ночью в облаках по длин ному маршруту с несколькими изменяе мыми курсами. Я тогда летел на правом сидении в роли лётчика-штурмана вместо заболевшего командирского штатного. Немного позже, мне, уже как командиру, в экипаж назначили лётчиком-штурма- ном лейтенанта Норицына Александра, только что закончившего первый выпуск Пугачёвского вертолётного училища. За метив некоторую его халатность и пассив ность в полётах, я стал выяснять их причи ну. Оказалось, что всем курсантам первого вертолётного потока их училища предре кали после выпуска сразу командирские должности в частях, потому, как верто лёты только что начинают внедряться, и лётчики-вертолётчики в дефиците. Ока завшись лётчиком-штурманом, Саша за хандрил. Сказал мне, что лётчиком-штур- маном быть не хочет, будет писать раппорт на увольнение из армии. Я не на шутку забеспокоился. Ответил ему, что, скорее всего он не сможет, не успеет уволиться из армии, потому как из-за его плохой ра боты в экипаже мы все можем погибнуть. Он быстро исправился и мы вместе доста точно много и интересно летали. А позже, когда я был уже лётчиком-ипытателем, Норицын в Москве с отличием закончил Военную Академию и, по слухам, занимал генеральскую должность. 48
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz