Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

^Николай ‘Бездетное, (Валерий Алецеев_ В следующий раз, когда выяснял причину отсутствия в нашей учебной программе установившихся режимов пе­ ревёрнутого полёта, быстро убедился в недостаточности мощности двигателя для этого. Начатый мной перевёрнутый гори­ зонтальный полёт закончился глубоким отрицательным пикированием с ручкой управления на переднем упоре. При этом лобовое стекло кабины стало забрызги­ ваться моторным маслом. После вывода самолёта в нормальное положение обнару­ жил сильное ухудшение обзора из-за это­ го. Отстегнул привязные ремни, встал на пол кабины и попытался тряпкой (тряпка всегда была в кармане комбинезона) выте­ реть лобовое остекление снаружи. Хотел улучшить видимость и попутно скрыть от инструктора факт проявления своей неди­ сциплинированности. Но мешал мощный набегающий поток воздуха, разрывавший ноздри, рот и вот-вот казалось лёгкие, в общем, сумел только всё по стеклу разма­ зать и окончательно ухудшить видимость. После моего приземления инструктор, подойдя к самолёту, сразу всё понял, но к моему удивлению и несказанной радо­ сти ругать и наказывать не стал. Спокойно сказал , чтобы протёр отмасла весь само­ лёт н больше так не делал. Пока с трудом очищал почти весь фюзеляж, корил себя за слабую сообразительность, не позволив­ шую заранее предвидеть закономерные последствия длительной, отрицательной перегрузки при дренаже маслобака в виде простой дырки в крышке заправочной гор­ ловины, через которую и должно было вы­ ливаться масло. Полулояльное, не строгое отношение к моим пилотажным выходкам инструктора подталкивало меня на оче­ редные эксперименты. «Колокол», это фигура из высшего пилотажа, когда самолёт, вертикально или почти вертикально набирающий высоту, полностью теряет скорость и начинает падать на хвост. При этом лётчик, убрав газ и отклонив ручку управления на себя, заставляет падающий хвостом вперёд са­ молёт опускать нос до перехода в крутое пикирование. Моё самовольное исполне­ ние этой в общем-то не сложной фигуры привело к фантастической тряске, когда падение хвостом вперёд, набрав большую скорость, проходило фазу «на живот», т.е. плашмя. Несколько длинных секунд мне казалось, что самолёт развалится не­ пременно. Ситуация ухудшалась невесть откуда взявшейся пылью и мусором, под­ нявшимися в кабине. При послеполётном анализе мне стали очевидными более раз­ умные возможные действия рулём высоты на различных стадиях этой фигуры, но ещё раз испытывать самолёт на прочность и свою судьбу больше не решился. Для того чтобы понять и научиться правильно выполнять «поворот на горке» мне понадобилось время почти всей лёт­ ной программы (50 часов). При выполне­ нии этой фигуры я в самой верхней точке через раз срывался в штопор. Самым не­ приятным было то, что, не понимая при­ чины неподчинения самолёта, я не знал, когда это произойдёт снова. Прозрение пришло на Государственном экзамене по высшему пилотажу. В задней кабине не­ знакомый полковник. Свой пилотажный комплекс продумал так, чтобы он заканчи­ вался «поворотом на горке». Рассчитывал на то, что в случае срыва в штопор он вы­ глядел, как бы, запланированным. Выпол­ нял комплекс в полуобречённом состоя­ нии. Ввод в горку сделал почти вертикаль­ ным и, рассчитывая на штопор, всё делал автоматически по инструкции, т.е. когда зависший и разворачивающийся в возду­ хе самолёт «лёг капотом на горизонт» я убрал полностью газ. К моему удивлению самолёт спокойно опустил нос и понёс- 38

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz