Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
^Николай ‘Бездетное, (Валерий Алецеев_ В следующий раз, когда выяснял причину отсутствия в нашей учебной программе установившихся режимов пе ревёрнутого полёта, быстро убедился в недостаточности мощности двигателя для этого. Начатый мной перевёрнутый гори зонтальный полёт закончился глубоким отрицательным пикированием с ручкой управления на переднем упоре. При этом лобовое стекло кабины стало забрызги ваться моторным маслом. После вывода самолёта в нормальное положение обнару жил сильное ухудшение обзора из-за это го. Отстегнул привязные ремни, встал на пол кабины и попытался тряпкой (тряпка всегда была в кармане комбинезона) выте реть лобовое остекление снаружи. Хотел улучшить видимость и попутно скрыть от инструктора факт проявления своей неди сциплинированности. Но мешал мощный набегающий поток воздуха, разрывавший ноздри, рот и вот-вот казалось лёгкие, в общем, сумел только всё по стеклу разма зать и окончательно ухудшить видимость. После моего приземления инструктор, подойдя к самолёту, сразу всё понял, но к моему удивлению и несказанной радо сти ругать и наказывать не стал. Спокойно сказал , чтобы протёр отмасла весь само лёт н больше так не делал. Пока с трудом очищал почти весь фюзеляж, корил себя за слабую сообразительность, не позволив шую заранее предвидеть закономерные последствия длительной, отрицательной перегрузки при дренаже маслобака в виде простой дырки в крышке заправочной гор ловины, через которую и должно было вы ливаться масло. Полулояльное, не строгое отношение к моим пилотажным выходкам инструктора подталкивало меня на оче редные эксперименты. «Колокол», это фигура из высшего пилотажа, когда самолёт, вертикально или почти вертикально набирающий высоту, полностью теряет скорость и начинает падать на хвост. При этом лётчик, убрав газ и отклонив ручку управления на себя, заставляет падающий хвостом вперёд са молёт опускать нос до перехода в крутое пикирование. Моё самовольное исполне ние этой в общем-то не сложной фигуры привело к фантастической тряске, когда падение хвостом вперёд, набрав большую скорость, проходило фазу «на живот», т.е. плашмя. Несколько длинных секунд мне казалось, что самолёт развалится не пременно. Ситуация ухудшалась невесть откуда взявшейся пылью и мусором, под нявшимися в кабине. При послеполётном анализе мне стали очевидными более раз умные возможные действия рулём высоты на различных стадиях этой фигуры, но ещё раз испытывать самолёт на прочность и свою судьбу больше не решился. Для того чтобы понять и научиться правильно выполнять «поворот на горке» мне понадобилось время почти всей лёт ной программы (50 часов). При выполне нии этой фигуры я в самой верхней точке через раз срывался в штопор. Самым не приятным было то, что, не понимая при чины неподчинения самолёта, я не знал, когда это произойдёт снова. Прозрение пришло на Государственном экзамене по высшему пилотажу. В задней кабине не знакомый полковник. Свой пилотажный комплекс продумал так, чтобы он заканчи вался «поворотом на горке». Рассчитывал на то, что в случае срыва в штопор он вы глядел, как бы, запланированным. Выпол нял комплекс в полуобречённом состоя нии. Ввод в горку сделал почти вертикаль ным и, рассчитывая на штопор, всё делал автоматически по инструкции, т.е. когда зависший и разворачивающийся в возду хе самолёт «лёг капотом на горизонт» я убрал полностью газ. К моему удивлению самолёт спокойно опустил нос и понёс- 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz