Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности лова запрокинулась назад, и застряла меж ду боковой частью остекления и корпусом магнитного компаса, возвышавшимся над серединой приборной доски задней каби ны. Бешеными маневрами, с постоянной и большой перегрузкой инструктор долго не давал курсанту высвободить свою го лову и занять в кабине правильное поло жение. У меня шея была короче и толще, да и морально был готов к такой проверке. И всё же, на какое-то мгновение, утеряв контроль за своим положением относи тельно земли, (куда ни бросал взгляд, вез де было только небо, чрезвычайно опыт ный инструктор, наблюдая за мной сзади и видя куда поворачивалась моя голова, искусственно создавал такую ситуацию) и, зная, что комплекс таких фигур на этом самолёте обязательно сопровождается потерей высоты, я забеспокоился. Решив успокоить азарт инструктора, повернул го лову вбок (чтобы был виден профиль мое го лица из задней инструкторской кабины) и изобразил нечто похожее на улыбку. На самом деле, не зная предельных возмож ностей конструкции, мне было далеко не до этого. Да и расчёт мой не оправдался. После удивлённого возгласа инструктора: «Ах, да ты ещё смеёшься?!» - всё обо стрилось ещё больше. Пришлось надеять ся на благоразумие опытного моего на ставника. Эту отчаянную круговерть, уже на достаточно малой высоте, остановил властный запрет руководителя полётов по радио. После приземления, вместо ожида емых мной крупных замечаний инструк тор коротко сказал: «Нормально!». Наши, тогдашние инструкции по тех нике пилотирования не имели достаточно доходчивые объяснения сути пилотажных запретов. Но, как только чуть-чуть пове рилось в крепость своих крыльев и своё лётное умение, исподволь, но настойчи во стало сформировываться желание (как необходимость) обязательно не оставлять возникающие лётно-пилотажные вопросы без ответов. Таким образом я был обречён проверить, почему в тренировочных полё тах нам не разрешалось выполнять более одного витка штопора, и почему нельзя было долго, без положительной перегруз ки, находиться вниз головой в перевёрну том полёте, и почему в репертуаре фигур этого самолёта не было известной пило тажной фигуры «Колокол», о которой мне неоднократно рассказывал брат. Коротко опишу результаты этих само стоятельных лётных исследований. Зара нее хочу предупредить о том, что никогда не являлся патологическим нарушителем дисциплины. Но толкала неудовлетворён ная жажда знаний, как главного источника безопасности, а знания же, добытые лю бым способом, вооружали и дисциплини ровали потом по-настоящему. Выполнив три штопорных витка, обычными, уже привычными действиями произвёл вывод из штопора. Но на выводе из пикирования самолёт, без каких бы-то ни было предупреждений в виде повы шенной вибрации, как это всегда бывало при преднамеренном его вводе в штопор, самопроизвольно сорвался ещё раз и в другую сторону. Поражённый неподчи нением самолёта моей воле и понимая, что времени на исправление хотя бы ещё одной пилотажной ошибки из-за малой оставшейся высоты у меня уже не будет, вывод из этого незапланированного што пора выполнял очень обдуманно. После прекращения вращения самолёта, долго пикировал и плавно выводил, несмотря на уже близкую землю. Понимал, что сам себе создал критическую ситуацию и на ступил момент, когда последним шансом нужно было воспользоваться, только без ошибочно. 37
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz