Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности лова запрокинулась назад, и застряла меж­ ду боковой частью остекления и корпусом магнитного компаса, возвышавшимся над серединой приборной доски задней каби­ ны. Бешеными маневрами, с постоянной и большой перегрузкой инструктор долго не давал курсанту высвободить свою го­ лову и занять в кабине правильное поло­ жение. У меня шея была короче и толще, да и морально был готов к такой проверке. И всё же, на какое-то мгновение, утеряв контроль за своим положением относи­ тельно земли, (куда ни бросал взгляд, вез­ де было только небо, чрезвычайно опыт­ ный инструктор, наблюдая за мной сзади и видя куда поворачивалась моя голова, искусственно создавал такую ситуацию) и, зная, что комплекс таких фигур на этом самолёте обязательно сопровождается потерей высоты, я забеспокоился. Решив успокоить азарт инструктора, повернул го­ лову вбок (чтобы был виден профиль мое­ го лица из задней инструкторской кабины) и изобразил нечто похожее на улыбку. На самом деле, не зная предельных возмож­ ностей конструкции, мне было далеко не до этого. Да и расчёт мой не оправдался. После удивлённого возгласа инструктора: «Ах, да ты ещё смеёшься?!» - всё обо­ стрилось ещё больше. Пришлось надеять­ ся на благоразумие опытного моего на­ ставника. Эту отчаянную круговерть, уже на достаточно малой высоте, остановил властный запрет руководителя полётов по радио. После приземления, вместо ожида­ емых мной крупных замечаний инструк­ тор коротко сказал: «Нормально!». Наши, тогдашние инструкции по тех­ нике пилотирования не имели достаточно доходчивые объяснения сути пилотажных запретов. Но, как только чуть-чуть пове­ рилось в крепость своих крыльев и своё лётное умение, исподволь, но настойчи­ во стало сформировываться желание (как необходимость) обязательно не оставлять возникающие лётно-пилотажные вопросы без ответов. Таким образом я был обречён проверить, почему в тренировочных полё­ тах нам не разрешалось выполнять более одного витка штопора, и почему нельзя было долго, без положительной перегруз­ ки, находиться вниз головой в перевёрну­ том полёте, и почему в репертуаре фигур этого самолёта не было известной пило­ тажной фигуры «Колокол», о которой мне неоднократно рассказывал брат. Коротко опишу результаты этих само­ стоятельных лётных исследований. Зара­ нее хочу предупредить о том, что никогда не являлся патологическим нарушителем дисциплины. Но толкала неудовлетворён­ ная жажда знаний, как главного источника безопасности, а знания же, добытые лю­ бым способом, вооружали и дисциплини­ ровали потом по-настоящему. Выполнив три штопорных витка, обычными, уже привычными действиями произвёл вывод из штопора. Но на выводе из пикирования самолёт, без каких бы-то ни было предупреждений в виде повы­ шенной вибрации, как это всегда бывало при преднамеренном его вводе в штопор, самопроизвольно сорвался ещё раз и в другую сторону. Поражённый неподчи­ нением самолёта моей воле и понимая, что времени на исправление хотя бы ещё одной пилотажной ошибки из-за малой оставшейся высоты у меня уже не будет, вывод из этого незапланированного што­ пора выполнял очень обдуманно. После прекращения вращения самолёта, долго пикировал и плавно выводил, несмотря на уже близкую землю. Понимал, что сам себе создал критическую ситуацию и на­ ступил момент, когда последним шансом нужно было воспользоваться, только без­ ошибочно. 37

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz