Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев_ Выпускник Тамбовского лётного училища ЭВАУЛ имени М. Расковой 1956 год мне глаза на несколько неясных, до того времени, пилотажных моментов, касаю щихся конечной стадии приземления. До этого мой самолёт касался земли всегда с полуопущенным хвостом, вместо поло женных трёх точек. Инструктор, старый воевавший лётчик истребитель, лейтенант Смола, неоднократно сбивавший и сам бывавший сбитым врагами, вначале нас тороженно относился к моей манере при земления, говорил, что это прямой путь к «козлам», но у меня они не случались и он, примирившись, представил меня на само стоятельный полёт. На первом же самосто ятельном выравнивании, перед призем лением, как обычно, почувствовал лёгкое вмешательство инструктора в управление, но задняя кабина была же пустой, я в са молёте был один! Мне оставалось только преодолеть некоторое «придерживание» ручки взятию на себя и мой самолёт в первом же самостоятельном полёте впер вые приземлился, как положено, на три точки. Сразу понял, что за вмешательство инструктора в управление в этот момент всегда принимал закономерное увеличе ние аэродинамической силы на руле глу бины и, естественно, передаваемой на ручку управления. Принимал и, подчиня ясь, задерживал движение ручки на себя. Это и спасало меня от «козлов» при при землении. На всех самолётах с хвостовым колесом, при посадках с полуопущенным хвостом движение ручки или штурвала на себя, совпадающее с касанием колёс ос новного шасси земли, и является гарантом возникновения иногда разрушительных «козлов». Фигуры высшего пилотажа также не все получались сразу. Характерным было то, что, как правило, с этими трудностями справлялся самостоятельно, но большой уверенности в своих возможностях было мало и это заставляло, учило концентри ровать своё внимание, изучать теорию воз никавшего вопроса дополнительно, доби ваться понимания и, в конце концов, нуж ного результата. Запомнились несколько характерных случаев. При выполнении первого контрольно го полёта на освоение глубокого виража - одной из непростых фигур высшего пило тажа, инструктор, воспользовавшись моей ошибкой (у меня, ещё не умевшего сво евременно и правильно учитывать смену роли продольного и путевого управления, глубокий вираж перешёл в нисходящую спираль), решил испытать меня на фи зическую устойчивость и надёжность. Я знал, что он уже проводил такие экспери менты с другими курсантами нашей лёт ной группы. При этом у Юры Киселёва го- 36
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz