Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев_ Выпускник Тамбовского лётного училища ЭВАУЛ имени М. Расковой 1956 год мне глаза на несколько неясных, до того времени, пилотажных моментов, касаю­ щихся конечной стадии приземления. До этого мой самолёт касался земли всегда с полуопущенным хвостом, вместо поло­ женных трёх точек. Инструктор, старый воевавший лётчик истребитель, лейтенант Смола, неоднократно сбивавший и сам бывавший сбитым врагами, вначале нас­ тороженно относился к моей манере при­ земления, говорил, что это прямой путь к «козлам», но у меня они не случались и он, примирившись, представил меня на само­ стоятельный полёт. На первом же самосто­ ятельном выравнивании, перед призем­ лением, как обычно, почувствовал лёгкое вмешательство инструктора в управление, но задняя кабина была же пустой, я в са­ молёте был один! Мне оставалось только преодолеть некоторое «придерживание» ручки взятию на себя и мой самолёт в первом же самостоятельном полёте впер­ вые приземлился, как положено, на три точки. Сразу понял, что за вмешательство инструктора в управление в этот момент всегда принимал закономерное увеличе­ ние аэродинамической силы на руле глу­ бины и, естественно, передаваемой на ручку управления. Принимал и, подчиня­ ясь, задерживал движение ручки на себя. Это и спасало меня от «козлов» при при­ землении. На всех самолётах с хвостовым колесом, при посадках с полуопущенным хвостом движение ручки или штурвала на себя, совпадающее с касанием колёс ос­ новного шасси земли, и является гарантом возникновения иногда разрушительных «козлов». Фигуры высшего пилотажа также не все получались сразу. Характерным было то, что, как правило, с этими трудностями справлялся самостоятельно, но большой уверенности в своих возможностях было мало и это заставляло, учило концентри­ ровать своё внимание, изучать теорию воз­ никавшего вопроса дополнительно, доби­ ваться понимания и, в конце концов, нуж­ ного результата. Запомнились несколько характерных случаев. При выполнении первого контрольно­ го полёта на освоение глубокого виража - одной из непростых фигур высшего пило­ тажа, инструктор, воспользовавшись моей ошибкой (у меня, ещё не умевшего сво­ евременно и правильно учитывать смену роли продольного и путевого управления, глубокий вираж перешёл в нисходящую спираль), решил испытать меня на фи­ зическую устойчивость и надёжность. Я знал, что он уже проводил такие экспери­ менты с другими курсантами нашей лёт­ ной группы. При этом у Юры Киселёва го- 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz