Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности тролируемых по контурным огням. Значит в изученной перспективе можно будет за­ пускать и останавливать двигатели в ве­ тровых затенениях практически при лю­ бой силе ветра. 4) При сильном устойчивом ветре за­ пуск двигателей начинать с более устой­ чивого, более динамичного и надёжного в запуске двигателя, т.к. НВ быстрее раскру­ тится и быстрее преодолеет опасную резо­ нансную зону, а во-вторых срыв запуска первого двигателя сначала задержит обо­ роты НВ в опасной зоне, а затем обороты, начав уменьшаться без применения тормо­ за с большей вероятностью спровоциру­ ют резонанс до самого останова НВ. Был случай, когда на корабле при запуске ло­ пастью нижнего винта был убит механик, находящийся рядом с пилотской кабиной, в безопасной якобы зоне. Имея в виду, что официальной причиной описываемых поломок лопастей считается отдельный порыв ветра, который предусмотреть и учесть невозможно, то можно считать, что наша наука и фирма в том числе заняли в этом вопросе очень лёгкую, но не верную позицию. Не определив правильно причи­ ну неблагоприятного явления, невозмож­ но с ним эффективно бороться. Значит несмотря на мои официально не принятые советы и предупреждения лопасти соос­ ных вертолётов будут продолжать в экс­ плуатации ломаться и дальше. Руление на вертолетах сосной схе­ мы при сильном боковом ветре. Ветер действуя на хвостовое оперение старается развернуть вертолёт носом против ветра. При этом противоположная педаль на упо­ ре не всегда может парировать эту тенден­ цию, если лётчик отклонил ручку управ­ ления на ветер. Даже при очень незначи­ тельном отклонении ручки, индуктивный поток от НВ начинает действовать на хво­ стовое оперение, согласованно с ветром, не давая возможности лётчику выдержи­ вать прямолинейное руление или разворот по ветру. Чтобы в этих условиях руление осуществлялось нормальным образом, лётчику необходимо ручкой управления создать очень незначительный крен верто­ лёта по ветру 2-3°. В этом случае умень­ шается и действие индуктивного потока на хвостовое оперение, и возникает значи­ тельный момент относительно пневматика (колеса) основного шасси, расположенно­ го с противоположной от ветра стороны и действующий против разворота вертолёта на ветер. Этот метод просчитан, проверен и абсолютно безопасен от опрокидывания вертолёта в сторону по ветру. Висение на соосных вертолётах при сильном боковом ветре. Зависание и висение при сильном бо­ ковом ветре затруднено из-за того же, что и на рулении при сильном боковом ветре. Ветер стремится развернуть фюзеляж вер­ толёта как флюгер носом против самого себя, и не всегда полная противополож­ ная этому развороту педаль может этому противостоять. Но это обстоятельство не может являться поводом для запрета на за­ висания и висения при ветре запредельной силы. Летчик в этом случае недостаточ­ ность путевой управляемости может ком­ пенсировать тактическими приемами при решении конкретной полётной задачи. На соосном вертолёте задачи можно выпол­ нить при любом курсе висения, продикто­ ванном сильным ветром. Полёты соосных вертолётов в мор­ ских условиях с базированием на кора­ блях. Эти полёты требуют от лётчиков спец­ ифических знаний и умения ими пользо­ ваться. Особенность проистекает из-за того, что место базирования может актив­ но перемещаться, может изменить крен и дифферент. Условия полётов постоянно 347

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz