Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности ное увеличение ОШ и открытие сдвижной двери кабины разъясняют ситуацию. Толь ко открытому взору лётчика застывшие волны песчаного моря открываются во всей своей красе. Не менее провокацион ная ситуация создаётся при как будто ви зуальном полёте зимой в тундре или над обширной слабо ориентированной мест ностью, когда и небо, и подстилающая поверхность имеют монотонный абсо лютно одинаковый белесый цвет. Лётчик, ошибочно считая свой полёт визуальным, не видит и не замечает уменьшения высо ты из-за приближающихся заснеженного холма или любой возвышенности и нео жиданно цепляется колёсами за землю. Эту ситуацию можно разрулить или сво евременным переходом на чисто прибор ное пилотирование, или путем открытия сдвижной двери пилотской кабины со сто роны лётчика. Непосредственно зритель ный контакт лётчика с закабинным про странством зачастую очень существенно уточняет различные характеристики этого пространства. Чего только стоит штилевая поверхность воды без видимости берегов и надводных ориентиров. При пересече нии береговой черты (с суши на воду), даже в солнечную погоду и большом рас положении лётчика к выполнению визу ального полёта он вдруг осознаёт, что вы сота полёта визуально не воспринимается. Осторожным кажется, что высота полёта уменьшается и они невольно увеличи вают ОШ, переходят на пилотирование по приборам. Другим кажется наоборот - увеличивается, и они, уменьшая ОШ, продолжают пилотировать визуально до удара о воду. Такой случай имел место в Новонежино (под Владивостоком). Тогда днём два далеко не рядовых лётчика, оста вив корабль сзади, снижались до тех пор, пока на уровне пола их кабины Ка-27 не заколыхалась морская вода. Видимо обра довавшись, что они наконец определились с высотой сбросили ОШ и вертолёт зато пили. С глубины 8 метров благополучно всплыли на поверхность. Пострадавших не было, кроме самого вертолёта. На сильно запыленные площадки, где, скажем, активная гусеничная тяжелая техника превращает песок в цементную пудру можно приземляться без предвари тельного раздувания пыли. Раздувание в штилевых условиях обрекает на длитель ное блокирование пылью целого района. С высоты 25-30 метров плавно тормозясь и снижаясь по очень пологой глиссаде в точ ку для приземления не допускать выход пыльного облака от индуктивного потока НВ вперёд далее своего плеча (боковым зрением положение границы пыльного облака у плеча хорошо контролируется). Плавная, незначительная отдача ручки управления вперёд эффективно отодвига ет пылевой фронт назад и наоборот. При земление происходит визуально, полный и немедленный сброс ОШ, нулевая види мость и гарантированно безопасные не сколько метров до полной остановки вер толёта продвижение вперед при полном отсутствии видимости. Зимой, тёмной ночью в тундре или на лёд в Арктике в подавляющем боль шинстве обстоятельств можно призем литься преднамеренно или вынужденно только описанным выше способом, т.к. раздуть снег на висении практически не возможно. Даже незначительная часть снежной пыли сильно экранирует в лучах вертолётных прожекторов, а с выключен ными прожекторами видимости так же нет никакой. В полной темноте невозмож но отличить чистую воду от заснеженных льдов. Но чтобы выполнять надёжные благополучные приземления необходимо на вертолёте лыжное оборудование. 345
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz