Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности ное увеличение ОШ и открытие сдвижной двери кабины разъясняют ситуацию. Толь­ ко открытому взору лётчика застывшие волны песчаного моря открываются во всей своей красе. Не менее провокацион­ ная ситуация создаётся при как будто ви­ зуальном полёте зимой в тундре или над обширной слабо ориентированной мест­ ностью, когда и небо, и подстилающая поверхность имеют монотонный абсо­ лютно одинаковый белесый цвет. Лётчик, ошибочно считая свой полёт визуальным, не видит и не замечает уменьшения высо­ ты из-за приближающихся заснеженного холма или любой возвышенности и нео­ жиданно цепляется колёсами за землю. Эту ситуацию можно разрулить или сво­ евременным переходом на чисто прибор­ ное пилотирование, или путем открытия сдвижной двери пилотской кабины со сто­ роны лётчика. Непосредственно зритель­ ный контакт лётчика с закабинным про­ странством зачастую очень существенно уточняет различные характеристики этого пространства. Чего только стоит штилевая поверхность воды без видимости берегов и надводных ориентиров. При пересече­ нии береговой черты (с суши на воду), даже в солнечную погоду и большом рас­ положении лётчика к выполнению визу­ ального полёта он вдруг осознаёт, что вы­ сота полёта визуально не воспринимается. Осторожным кажется, что высота полёта уменьшается и они невольно увеличи­ вают ОШ, переходят на пилотирование по приборам. Другим кажется наоборот - увеличивается, и они, уменьшая ОШ, продолжают пилотировать визуально до удара о воду. Такой случай имел место в Новонежино (под Владивостоком). Тогда днём два далеко не рядовых лётчика, оста­ вив корабль сзади, снижались до тех пор, пока на уровне пола их кабины Ка-27 не заколыхалась морская вода. Видимо обра­ довавшись, что они наконец определились с высотой сбросили ОШ и вертолёт зато­ пили. С глубины 8 метров благополучно всплыли на поверхность. Пострадавших не было, кроме самого вертолёта. На сильно запыленные площадки, где, скажем, активная гусеничная тяжелая техника превращает песок в цементную пудру можно приземляться без предвари­ тельного раздувания пыли. Раздувание в штилевых условиях обрекает на длитель­ ное блокирование пылью целого района. С высоты 25-30 метров плавно тормозясь и снижаясь по очень пологой глиссаде в точ­ ку для приземления не допускать выход пыльного облака от индуктивного потока НВ вперёд далее своего плеча (боковым зрением положение границы пыльного облака у плеча хорошо контролируется). Плавная, незначительная отдача ручки управления вперёд эффективно отодвига­ ет пылевой фронт назад и наоборот. При­ земление происходит визуально, полный и немедленный сброс ОШ, нулевая види­ мость и гарантированно безопасные не­ сколько метров до полной остановки вер­ толёта продвижение вперед при полном отсутствии видимости. Зимой, тёмной ночью в тундре или на лёд в Арктике в подавляющем боль­ шинстве обстоятельств можно призем­ литься преднамеренно или вынужденно только описанным выше способом, т.к. раздуть снег на висении практически не­ возможно. Даже незначительная часть снежной пыли сильно экранирует в лучах вертолётных прожекторов, а с выключен­ ными прожекторами видимости так же нет никакой. В полной темноте невозмож­ но отличить чистую воду от заснеженных льдов. Но чтобы выполнять надёжные благополучные приземления необходимо на вертолёте лыжное оборудование. 345

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz