Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ времени полёта не пользоваться прибором указателем воздушной скорости, переведя эту функцию на положение тангажа ави агоризонта, полностью сосредоточится на недопущении потери пространственного положения и только после этого присту пать к выполнению элементов полётного задания. Если для этого внимания уже не достаточно, выполнение задания своевре менно прекратить. На современных соосных вертолётах отсутствует прибор совмещенных указа теля поворота и скольжения. Это в опре деленной степени усложняет приборное пилотирование. На вертолётах где есть совмещенный прибор «указатель поворота и скольже ния» и лётчик натренирован в его исполь зовании при выключенном авиагоризонте, он вместе с вариометром и указателем воз душной скорости может выполнять роль резервного авиагоризонта, т.е. позволяет быстро определять знак крена и тангажа, а также задавать и управлять этими пара метрами в гарантированно безопасных их пределах. Как функцию прибора указателя воз душной скорости перевести на положе ние тангажа авиагоризонта? 1. В штилевых условиях или при стро го боковом небольшом ветре на точном висении «антабкой» установить показание тангажа на авиагоризонте в О. 2. Взлететь и на скорости горизон тального полёта в 120 км/ч отметить, заме тить, запомнить новое положение тангажа на шкале авиагоризонта, соответствующее приборной скорости 120км/ч. 3. Увеличивая скорость, подобным образом заметить несколько новых поло жений тангажа на удобных лётчику вели чинах приборных скоростей полёта (наи более часто им используемых). 4. В любом полёте, при взлётах в лю бых плохих погодных условиях, выйдя на скорость 120 км/ч и подведя антабкой шкалу тангажа на ранее замеченную пози цию, соответствующую скорости 120км/ч, ты фактически в тангажную систему от счета ввёл воздушную скорость полёта, т.е. установи тангаж в 0 и со временем твой вертолёт «зависнет» в воздушной системе координат, точно также выйдет на любую заданную тангажем скорость. Прибор воздушной скорости нужен толь ко изредка для уточнения соответствия скорости любой отметке на шкале танга жа. Этот приём точного управления воз душной скоростью вертолёта не отрывая взгляд от авиагоризонта очень сильно раз гружает лётчика и повышает безопасность его полётов в СМУ. Кстати сказать, при выдерживании од ного и того же тангажа в горизонтальном полёте, на глубоком снижении и в наборе высоты, обеспечивает сохранение прибор ной скорости с практически приемлемой точностью (на вертолетах Ка-27, Ка-32 и всех близких к ним модификациях), т.е. входить приборной скоростью в систему тангажа можно и в наборе высоты и на снижении. Главное, чтобы скорость была установившейся. С видимостью закабинного простран ства даже в простых метеоусловиях и яр ком полуденном солнце в пустыне, когда нет никаких теней, возникают серьёзные сложности. Песчаные барханы через осте кление кабины лётчиком не воспринима ются. При приземлении по вертолётному, например, одно колесо основного шасси может оказаться на вершине бархана, а другое в воздухе. В этом случае уменьше ние ОШ приводит к самопроизвольному не парируемому кренению вертолёта и у лётчика возможно возникновение иллю зии отказа управления. Только немедлен- 344
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz