Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

Николай Бездетное, (Валерий Алецеее_ времени полёта не пользоваться прибором указателем воздушной скорости, переведя эту функцию на положение тангажа ави­ агоризонта, полностью сосредоточится на недопущении потери пространственного положения и только после этого присту­ пать к выполнению элементов полётного задания. Если для этого внимания уже не­ достаточно, выполнение задания своевре­ менно прекратить. На современных соосных вертолётах отсутствует прибор совмещенных указа­ теля поворота и скольжения. Это в опре­ деленной степени усложняет приборное пилотирование. На вертолётах где есть совмещенный прибор «указатель поворота и скольже­ ния» и лётчик натренирован в его исполь­ зовании при выключенном авиагоризонте, он вместе с вариометром и указателем воз­ душной скорости может выполнять роль резервного авиагоризонта, т.е. позволяет быстро определять знак крена и тангажа, а также задавать и управлять этими пара­ метрами в гарантированно безопасных их пределах. Как функцию прибора указателя воз­ душной скорости перевести на положе­ ние тангажа авиагоризонта? 1. В штилевых условиях или при стро­ го боковом небольшом ветре на точном висении «антабкой» установить показание тангажа на авиагоризонте в О. 2. Взлететь и на скорости горизон­ тального полёта в 120 км/ч отметить, заме­ тить, запомнить новое положение тангажа на шкале авиагоризонта, соответствующее приборной скорости 120км/ч. 3. Увеличивая скорость, подобным образом заметить несколько новых поло­ жений тангажа на удобных лётчику вели­ чинах приборных скоростей полёта (наи­ более часто им используемых). 4. В любом полёте, при взлётах в лю­ бых плохих погодных условиях, выйдя на скорость 120 км/ч и подведя антабкой шкалу тангажа на ранее замеченную пози­ цию, соответствующую скорости 120км/ч, ты фактически в тангажную систему от­ счета ввёл воздушную скорость полёта, т.е. установи тангаж в 0 и со временем твой вертолёт «зависнет» в воздушной системе координат, точно также выйдет на любую заданную тангажем скорость. Прибор воздушной скорости нужен толь­ ко изредка для уточнения соответствия скорости любой отметке на шкале танга­ жа. Этот приём точного управления воз­ душной скоростью вертолёта не отрывая взгляд от авиагоризонта очень сильно раз­ гружает лётчика и повышает безопасность его полётов в СМУ. Кстати сказать, при выдерживании од­ ного и того же тангажа в горизонтальном полёте, на глубоком снижении и в наборе высоты, обеспечивает сохранение прибор­ ной скорости с практически приемлемой точностью (на вертолетах Ка-27, Ка-32 и всех близких к ним модификациях), т.е. входить приборной скоростью в систему тангажа можно и в наборе высоты и на снижении. Главное, чтобы скорость была установившейся. С видимостью закабинного простран­ ства даже в простых метеоусловиях и яр­ ком полуденном солнце в пустыне, когда нет никаких теней, возникают серьёзные сложности. Песчаные барханы через осте­ кление кабины лётчиком не воспринима­ ются. При приземлении по вертолётному, например, одно колесо основного шасси может оказаться на вершине бархана, а другое в воздухе. В этом случае уменьше­ ние ОШ приводит к самопроизвольному не парируемому кренению вертолёта и у лётчика возможно возникновение иллю­ зии отказа управления. Только немедлен- 344

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz