Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

философия лётной безопасности Причиной могут быть ресурсные изменения амортизационных камер сто­ ек основного шасси при грубых частых приземлениях, изменения, которые могут быть не охвачены вовремя наземным тех­ ническим персоналом. В лётной практике такое случалось неоднократно. Лётчику в этом случае необходимо немедленно вы­ ключить двигатели и сбросить (ОШ). Это традиционный, но не очень и не всегда действенный способ, т.к. на одних верто­ лётах даже своевременные действия при­ водят к очень медленному и длительному выходу из резонансных колебаний фю­ зеляжа, а на других (Ка-27, Ка-32) к ещё более энергичному развитию резонанса и как минимум к неизбежной серьёзной по­ ломке. Наиболее верные действия лётчика в отношении всех соосных вертолётов яв­ ляются: выключение двигателей и взятие (увеличение) ОШ примерно на 2/3 остав­ шегося хода до верхнего упора. Вертолёт «вспухает» на стойках основного шасси и резонанс прекращается немедленно (мгновенно). Этот способ на столько ре­ зультативен, что даёт выигрыш во време­ ни начала правильных действий по срав­ нению с традиционным в 3-4 секунды, т.е. лётчик с любой замедленной реакцией может гарантированно успешно земной резонанс прекратить. В реальной практике все случаи выводов из земного резонанса на указанных вертолётах вопреки требова­ ниям инструкции по эксплуатации выпол­ нялись традиционным способом и закон­ чились поломками. Налицо недостаточное руководящее внимание и понимание этой проблемы. Отсюда хроническая недообу- ченность лётчиков. Учитывая, что часто лётчики становятся обвиняемыми, им не­ обходимо не малодушничать, не надеять­ ся, что сия напасть их обойдёт, а требовать своего должного обучения. Способ вывода вертолёта выключени­ ем двигателей и увеличением ОШ на одно­ винтовом вертолёте мной не проверялся. Взлёт. Висение. Любой вертолёт позволяет лётчику в процессе отделения от взлётно-посадоч­ ной площадки перед зависанием хоро­ шо познакомиться, оценить перспективу управляемости на висении и в полёте. Для этого, плавно увеличивая с задержкой об­ щий шаг (ОШ) постоянно исправлять ба­ лансировочное положение (для будущего висения) ручки управления циклическим шагом. Амортизационные изменения сто­ ек основного шасси и расторможенные колеса позволяют лётчику в штилевых ус­ ловиях отделиться от земли, зависнуть и висеть без единого лишнего движения ор­ ганами управления. Если точная баланси­ ровка до отделения вертолета от земли не получается, то лучше прекратить взлёт и выяснить причину плохой управляемости. Бывает так, что наземный технический состав «забыл» правильно подсоединить какую-нибудь тягу управления после её проверки. Кроме того, когда вертолет за­ висает и висит без лишних колебаний - это красиво и многое говорит о лётчике. Лётчику очень полезно уметь «видеть» свой пилотаж со стороны и правильно его оценивать, тогда правильно оценят его и другие. В помощь осваивающим приборные полёты. Авиагоризонты ПКП-77 и ИКП-81 требуют к себе значительно увеличенный процент постоянного внимания лётчика, от полной его способности и это практи­ чески не зависит от накопленного опыта. Значит нужно находить резервы внима­ ния, отказываясь от стандартного и при­ вычного его распределения. Например, не вести самому радио связь (поручить штурману), в подавляющем большинстве 343

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz