Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).
философия лётной безопасности Причиной могут быть ресурсные изменения амортизационных камер сто ек основного шасси при грубых частых приземлениях, изменения, которые могут быть не охвачены вовремя наземным тех ническим персоналом. В лётной практике такое случалось неоднократно. Лётчику в этом случае необходимо немедленно вы ключить двигатели и сбросить (ОШ). Это традиционный, но не очень и не всегда действенный способ, т.к. на одних верто лётах даже своевременные действия при водят к очень медленному и длительному выходу из резонансных колебаний фю зеляжа, а на других (Ка-27, Ка-32) к ещё более энергичному развитию резонанса и как минимум к неизбежной серьёзной по ломке. Наиболее верные действия лётчика в отношении всех соосных вертолётов яв ляются: выключение двигателей и взятие (увеличение) ОШ примерно на 2/3 остав шегося хода до верхнего упора. Вертолёт «вспухает» на стойках основного шасси и резонанс прекращается немедленно (мгновенно). Этот способ на столько ре зультативен, что даёт выигрыш во време ни начала правильных действий по срав нению с традиционным в 3-4 секунды, т.е. лётчик с любой замедленной реакцией может гарантированно успешно земной резонанс прекратить. В реальной практике все случаи выводов из земного резонанса на указанных вертолётах вопреки требова ниям инструкции по эксплуатации выпол нялись традиционным способом и закон чились поломками. Налицо недостаточное руководящее внимание и понимание этой проблемы. Отсюда хроническая недообу- ченность лётчиков. Учитывая, что часто лётчики становятся обвиняемыми, им не обходимо не малодушничать, не надеять ся, что сия напасть их обойдёт, а требовать своего должного обучения. Способ вывода вертолёта выключени ем двигателей и увеличением ОШ на одно винтовом вертолёте мной не проверялся. Взлёт. Висение. Любой вертолёт позволяет лётчику в процессе отделения от взлётно-посадоч ной площадки перед зависанием хоро шо познакомиться, оценить перспективу управляемости на висении и в полёте. Для этого, плавно увеличивая с задержкой об щий шаг (ОШ) постоянно исправлять ба лансировочное положение (для будущего висения) ручки управления циклическим шагом. Амортизационные изменения сто ек основного шасси и расторможенные колеса позволяют лётчику в штилевых ус ловиях отделиться от земли, зависнуть и висеть без единого лишнего движения ор ганами управления. Если точная баланси ровка до отделения вертолета от земли не получается, то лучше прекратить взлёт и выяснить причину плохой управляемости. Бывает так, что наземный технический состав «забыл» правильно подсоединить какую-нибудь тягу управления после её проверки. Кроме того, когда вертолет за висает и висит без лишних колебаний - это красиво и многое говорит о лётчике. Лётчику очень полезно уметь «видеть» свой пилотаж со стороны и правильно его оценивать, тогда правильно оценят его и другие. В помощь осваивающим приборные полёты. Авиагоризонты ПКП-77 и ИКП-81 требуют к себе значительно увеличенный процент постоянного внимания лётчика, от полной его способности и это практи чески не зависит от накопленного опыта. Значит нужно находить резервы внима ния, отказываясь от стандартного и при вычного его распределения. Например, не вести самому радио связь (поручить штурману), в подавляющем большинстве 343
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz