Алексеев, В. В. Философия летной безопасности / / Н. П. Бездетнов, В. В. Алексеев.- Изд. второе, и доп.- Москва : [б. и.], 2017. – 359 с. : ил., цв. ил. - (Библиотека летчика «Летная эксплуатация и безопасность полетов на вертолетах соосной схемы»).

‘Николай Бездетное, (Валерий Алексеев_ 1Е і0 : о шзошсяосмжтюяшют С овременная авиация во всём мире переживает затяжной и потому уже привычный кризис полётной безопас­ ности на исправной воздушной технике, падающей иногда на землю по различным неосознаваемым или тщательно скрыва­ емым «ответственными» специалистами причинам. Я точно не знаю, что здесь глав­ ное: техническая человеческая неграмот­ ность или замаскированная корысть. Хотя известно, что хрен редьки не слаще. К это­ му у нас ещё не редки и личные професси­ ональные ошибки наших лётчиков, т.е. их незрелость на фактах недоученности и от­ сутствия организованного общения между собой с целью обобщения лётного опыта. Кстати, это недальновидность и тоже пря­ мая вина организаторов. Не буду особо углубляться в руково­ дящий «человеческий фактор», где так и прёт наружу нежелание признавать свои ошибки, приписывание их невиновным, а значит и не исправление их. Но в авиа­ ции это напрямую ведёт к очень немалым потерям, человеческим и техническим с тенденцией увеличения их частоты во вре­ мени. Постараюсь обозначить только неко­ торые вскрытые мной и полагаю хорошо сформулированные хронические причи­ ны авиационных катастроф, причины, которые являются гарантами лётных про­ исшествий и сейчас и в будущем, если, разумеется, не будут осознаны, признаны и устранены. Я-то со всем, приведенным ниже неоднократно соприкасался в своих полётах и как лётчик, и как лётчик-испы- татель. И когда у меня теория не подтвер­ ждалась практикой, было необходимым во многом упорно разбираться самому. Ина­ че невозможно было обеспечивать долж­ ный уровень безопасности своих полётов. Итак: 1). Это, прежде всего, авиагоризонты вида «с самолёта на землю» и авиагори­ зонты смешанного вида (тангаж вида «с самолёта на землю», а крен вида «с земли на самолёт»). Их индикационная несовме­ стимость с человеческой сущностью рас­ крыта и описана многими психологами, но предприниматели ошибочно затратив­ шись и продолжая затрачиваться на созда­ ние и использование в авиации опасных авиагоризонтов, не хотят исправлять эту приборную ситуацию, видимо, из-за неиз­ бежных при этом потерь своих прибылей. Они предпочитают мириться с немалыми, но не своими жертвами и потерями ради этого. Я не считаю честным объявляемые деления пристрастий лётчиков к тому или иному виду индикаций авиагоризонтов, позволяющие ответственным авиацион­ ным руководителям, как правило, не лёт­ чикам и даже не бывшим лётчикам, а если лётчикам, то не знающим что такое дина­ мичное пилотирование по приборам, когда приходится осмысливать и управлять од­ новременно несколькими изменяющими­ ся параметрами полёта при полном отсут­ ствии какой-либо видимости закабинного пространства, вольно трактовать свой вы­ бор в пользу далеко нелучших индикаций. К сожалению, мнениями безвольной и без­ ответственной части наших лётчиков ад­ министрации умеют легко управлять и ма­ нипулировать часто с ущербом полётной безопасности. Убеждён в том, что самого лучшего американского лётчика, с дет­ ства летавшего только с авиагоризонтами 334

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz